Брюханова Татьяна Геннадьевна
Консультация с элементами тренинга для родителей «Профилактика психоэмоционального напряжения дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация с элементами тренинга
«Профилактика и коррекция психоэмоционального напряжения дошкольников»
Цель: формирование психолого - педагогических знаний родителей по проблеме психоэмоционального напряжения дошкольников
Публикация «Консультация с элементами тренинга для родителей „Профилактика психоэмоционального напряжения дошкольников“» размещена в разделах
Уважаемые родители, сегодняшняя встреча поможет вам узнать, что такое психоэмоциональное напряжение, его признаки и причины. Безусловно, каждый родитель мечтает видеть своего ребенка здоровым и счастливым. Информация, которая сегодня будет вами получена, поможет вам выяснить, здоров ли ваш ребенок психически, благополучно ли развивается, как не допустить между вами недопонимания, злости, болезни. Давайте разберем понятие психоэмоционального напряжения
Напряжение-психическое состояние ожидания неблагоприятных событий, которое сопровождается страхом, тревогой.
Напряжение бывает как позитивным, так и негативным. Давайте подумаем, когда оно может быть «во благо?» (мобилизация сил перед соревнованиями, выступлениями). Негативное напряжение - ожидание неблагоприятных событий, которое вызывает состояние постоянного, полного дискомфорта. Если напряжение негативно, постоянно, то возникает стресс- это ответ организма на экстремальную нагрузку, которую испытывает организм.
Каким же бывает стресс?
• Физиологическим – это ожоги, травмы, болезни.
• Психологическим, которое подразделяется на 2 вида:
-Эмоциональный
-Информационный (при информационных перегрузках)
Мы с вами будем говорить об эмоциональном стрессе. Это процесс постепенной утраты эмоциональной, умственной и физической энергии, который проявляется в…Уважаемые мамы и папы, давайте попробуем определить симптомы психоэмоционального стресса. Как мы поймем, что ребенок нездоров?
Плохой сон (с трудом засыпает и беспокойно спит)
Усталость ребенка от той нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.
Беспричинная обидчивость и/или агрессивность
Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе. Ребенок в таком состоянии ищет одобрения и поддержки взрослых, часто жмется к ним.
Кривляние, упрямство, трудности в соблюдении дисциплины
Стремление к одиночеству
Стойкая потеря аппетита
Постоянное жевание, сосание, которое раньше не наблюдалось
Дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, ночное и/или дневное недержание мочи, игра с половыми органами
Причинами психоэмоционального стресса являются следующие:
Необходимость разлучаться с близкими людьми
Перемены в привычном образе жизни (переезд, новый график в работе родителей.)
Посещение врача
Телевизионные программы
Развод родителей
Это одна из самых распространенных причин. Мир малыша состоит из двух половинок – маминой и папиной, и, когда целое раскалывается, ребенок начинает испытывать самые настоящие физические страдания. У него наблюдаются головные боли, страшные сны.
Речевое насилие.
На доске вы видите ватман: «Словарь отрицательных оценок». Наша с вами задача – привести примеры отрицательных высказываний в адрес ребенка, которые вы когда либо слышали из уст ваших родителей, педагогов, знакомых. С помощью клеящего карандаша прикрепим листы к ватману (каждый родитель подходит к «Словарю»).
Упражнение «Детская обида». Давайте вспомним детство. У нас были разные педагоги: воспитатели в детском саду, учителя в школе, родители. По статистике, каждый ребенок так или иначе подвергался речевому насилию. Выполняем упражнение «Детская обида». Предлагаем вспомнить ваши случаи детских обид, ситуации, в которых они возникли. На листах вы видите три графы: «детская обида», «мои чувства в тот момент», «последствия». Заполните их по желанию. Также, если кто-то захочет, может зачитать.
Комментарий: Исследования показывают, что у людей, подвергшихся речевому насилию, в 1,5 раза наблюдаются симптомы депрессии, тревожности, в течение жизни эти люди в 2 раза чаще страдают от аффективных расстройств. Со временем дети, часто слышащие негативные высказывания со стороны родителей, начинают верить в них и впоследствии используют их как объяснения своим неудачам. Выросшие в жестокости мальчики сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной. Но хуже всего то, что жестокость воспроизводит жестокость. Об этом говорит увеличение числа подростковых преступлений.
Отрицательные эмоции накапливаются и начинают призывать к действиям. Если действий не происходит, то химические вещества накапливаются в мышцах и вызывают зажимы. Они затрудняют прохождение сигналов от мозга к органам тела и обратно. Страдает процесс обучения, у ребенка могут возникать соматические заболевания. Кроме того, вырабатывается избыточное количество кортизола – вещества, которое затрудняет восприятие информации и запоминание.
Что делать? Психолог Юлия Гиппенрейтер описала в своей замечательной книге «Общаться с ребенком. Как?» интересный способ общения.
Упражнение «Я-сообщение».
Вы видите таблицу на своих рабочих листах:
«Я-сообщение и ты-сообщение»
Ты-сообщение:
Ну что у тебя за вид! Чучело!
Я-сообщение: Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей.
Ты-сообщение:
Перестань тут ползать, ты мне мешаешь!
Я-сообщение:Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто то ползает, и я все время спотыкаюсь.
Ты-сообщение:
Что ты за дикарь, сколько раз повторять, нельзя так носится по дому!
Я - сообщение: ?
Таким образом, мы сообщаем ребенку о своих чувствах с помощью «Я-сообщения», не оскорбляя его личность. Попробуйте сформулировать «Я- сообщение» в последней графе справа.
Формулировать такие сообщения не всегда просто. Непросто отказаться от усвоенных ранее приемов воспитания, которые вошли в нас с молоком. Негативное поведение детей порой раздражает и иногда вызывает гнев. Мы высказываем угрозы. В этом мы схожи с детьми, которые, получая психоэмоциональный стресс, начинают избавляться от него либо с помощью зажимов, либо при помощи агрессии. Получается замкнутый круг. Негативные чувства «живут на загривке». Поэтому важно расслаблять плечи и все тело. Мы избавляемся от негативных эмоций и стимулируем мышечную активность. Выполним одно из упражнений.
Упражнение «Холодно-жарко» : представим, что мы играем на солнечной полянке. Расправим плечи: вам жарко. Вдруг подул холодный северный ветер. Вы замерзли, сильно напрягли плечи, обхватили себя руками: греетесь. Ветер прекратился. Вот вам вновь жарко. Расслабьте плечи.
Обратная связь:
Упражнение «Письмо для взрослых» от ребенка, испытывающего психоэмоциональный стресс. Выполняется в парах, лучшее письмо выбирается для стенда.