Анна Смирнова
Консультация с элементами практикума «Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация с элементами практикума "Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста"
Цель занятия: расширить представление педагогов о социально-эмоциональной сфере детей раннего возраста, условиях ее развития.
Ход занятия:
1. Мозговой штурм «Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста».
Публикация «Консультация с элементами практикума „Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Педагогам предлагается в течение нескольких минут обсудить, что же относится к такому понятию, как «социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста».
2. Информационная справка «Социальное развитие детей раннего возраста».
Ранее детство – начало начал. Это время начала формирования будущей личности. Это первый опыт взаимоотношений с окружающими взрослыми и детьми.
Большую роль в формировании будущих отношений между ребенком и другими людьми играет характер взаимодействия ребенка и взрослых в период раннего детства. Для ребенка раннего возраста характерны 2 формы общения:
Ситуативно-личностное общение. Оно характерно и для младенцев, и для детей раннего возраста. Это, как правило, сиюминутное взаимодействие ребенка и взрослого. Ребенок нуждается, прежде всего, в эмоциональном контакте;
Ситуативно-деловое общение. Эта форма общения возникает только в раннем детстве. У ребенка возникает потребность не только в эмоциональном контакте со взрослым, но и в сотрудничестве. Малыш осваивает пространство, знакомится с новыми предметами, и взрослый помогает ему в этом, показывая, как можно действовать с игрушками, предметами быта и т. д.
У ребенка после 1,5 лет появляется стремление к самостоятельности, но он все еще не может обойтись без помощи взрослого в освоении новых предметов и видов деятельности, т. е. ребенок живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Деловой мотив становится главным мотивом общения.
Строя свои взаимоотношения с ребенком раннего возраста, взрослому необходимо знать некоторые возрастные особенности детей. Так, ребенок второго года жизни лучше понимает инструкции, побуждающие его к действию, чем содержащие запреты, поэтому слово «Нельзя» часто остается без внимания малыша. На третьем году жизни ребенок начинает понимать указания взрослых и старается регулировать свое поведение в соответствии с ними. В этот период речь взрослого особенно привлекает внимание малыша. Дети с удовольствием слушают все, о чем говорят старшие между собой, кроме того, они увлекаются сказками или стихами, которые читают им взрослые.
Что касается общения детей раннего возраста со сверстниками, то данная потребность возникает у ребенка с полутора лет. Это общение происходит с помощью различных действий, анализ которых позволил выделить 4 основные категории.
1. Отношение к сверстнику как к «интересному объекту». Ребенок рассматривает сверстника, его одежду, лицо, подходит близко к нему. Такие действия проявляются и по отношению к другим детям, и ко взрослому, и даже к неодушевленным предметам.
2. Действия со сверстником как с игрушкой. Причем эти действия отличаются бесцеремонностью. При этом сопротивление «игрушки» вовсе не интересует малыша, ребенок может схватить ровесника за волосы, похлопать по лицу. Эта форма уже не встречается в общении со взрослыми.
3. Наблюдение за другими и подражание им. Здесь дети смотрят глаза в глаза, дарят улыбки, вербальные формы общения (характерна для общения как с детьми, так и со взрослыми).
4. Эмоционально окрашенные действия, характерные только для взаимодействия детей друг с другом. Малыши прыгают вместе, хохочут, подражая друг другу, падают на пол и кривляются. Причем к этой категории относятся и негативные действия: дети пугают друг друга, дерутся, ссорятся.
Т. е. если для детей 1,5 лет в большей степени характерно отношение к сверстнику как к объекту действий, то ближе к 3 годам все чаще можно наблюдать субъектный подход во взаимоотношениях с ровесником.
Совместные действия между детьми второго года жизни еще не носят постоянного характера, они возникают спонтанно и быстро затухают, так как дети еще не умеют договариваться друг с другом и учитывать обоюдные интересы. Очень часто конфликты возникают из-за игрушки.
К концу второго года жизни дети уже вступают в совместную игровую деятельность, которая доставляет им большое удовольствие. Следует отметить, что игрушки, находящиеся рядом с общающимися детьми, отвлекают их от общения и снижают эффективность взаимодействия.
На третьем году общение между детьми активизируется. Особенность этого общения – «яркая эмоциональная окрашенность», «особая раскованность и непосредственность». Большинство совместных игр основано на стремлении детей подражать друг другу.
Несмотря на то, что дети раннего возраста нуждаются в контактах со сверстниками, им все еще нужна помощь взрослого в установлении и поддержании контактов и в разрешении возникающих конфликтов.
Эксперименты показывают, что если взрослый привлекает внимание детей друг к другу, обращаясь к ним по имени, хвалит детей в присутствии их сверстников, подчеркивает достоинства, то в этом случае дети с большим интересом относятся к совместному общению, они чаще улыбаются, доброжелательно относятся друг к другу, стремятся вызвать интерес и сочувствие. В результате между ними чаще возникают совместные игры.
3. Упражнение «Мы топаем»
Цель: развитие партнерского доверительного взаимодействия между взрослыми и детьми, приучать детей слушать речь взрослого.
Дети стоят в кругу. Взрослый читает стихотворение, выполняя описанные в нём движения, а дети их повторяют:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаём.
И бегаем кругом,
И бегаем кругом.
4. Упражнение «Медвежонок».
Цель – создание радостного настроения, развитие доброжелательных отношений со сверстниками, повышение двигательной активности.
Медвежонок, медвежонок, Дети вместе со взрослым идут по
Хватит спать, кругу. Ребенок в центре круга -
Хватит спать. – «медвежонок».
Мы хотим с тобою, мишка, Дети начинают бежать по кругу.
Поиграть, поиграть.
Ты веселых ребятишек Останавливаются, хлопают в
Догоняй, догоняй. ладоши.
Ну-ка, мишка, ну-ка, мишка, Дети убегают, «Медвежонок»
Нас поймай, нас поймай. Догоняет.
5. Информационная справка «Эмоциональное развитие детей раннего возраста».[/i]
В раннем детстве дети способны выражать множество эмоций: радость, восторг, удивление, тревогу, доверие, страх, гнев и т. д. Ни одну из этих эмоций нельзя назвать «хорошей» или «плохой», «полезной» или «вредной», так как каждая из них чему-то учит ребенка. Задача взрослого – научить малыша понимать сначала свое эмоциональное состояние, а затем и состояние окружающих взрослых и детей.
Общение ребенка со сверстниками тоже может доставить малышу множество эмоций, причем как положительных, так и отрицательных. Например, на втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство и может прервать свои занятия, а на третьем году детям свойственно эмоциональное заражение друг от друга: они хохочут, визжат, прыгая вместе, валяясь на ковре.
Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого ребенка, но и не умеет ему сопереживать.
Ребенок раннего возраста еще не умеет контролировать, сдерживать свои эмоциональные проявления, им движут сиюминутные желания, порывы. Его эмоциональные состояния переходящи и неустойчивы.
Также характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может - он не в состоянии принять решение.
При приближении к кризису 3-х лет, у детей наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого - некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Гнев может быть направлен и на «непослушный» предмет, и на взрослого, внимания которого безуспешно добивался ребенок.
Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.
Взаимодействие с детьми раннего возраста будет более эффективным в том случае, если взрослые смогут учитывать индивидуально-возрастные особенности начинающего свою жизнь человека. Развитие познавательных функций малыша тесно связано с его эмоционально-волевой сферой. А поскольку доминирующая функция – восприятие – аффективно окрашена, ребенок эмоционально реагирует только на то, что находится в данный момент в поле его зрения. Взрослые, помня об этом, могут избежать многих конфликтных ситуаций и эмоциональных вспышек.
6. Упражнение «Веселая зарядка».
Цель – снятие мышечного напряжения, раскрепощение детей, развитие фантазии.
Взрослый рассказывает стихотворение, сопровождая слова движениями, дети повторяют движения и слова
Зайка по лесу скакал,
Зайка корм себе искал,
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись как стрелки ушки.
Шорох тихий раздается
Кто-то по лесу крадется.
Заяц путает следы, убегает от беды.
Прыгнул в бок и обернулся,
И под кустиком свернулся,
Словно беленький клубок, -
Чтоб никто найти не смог.
7. Упражнение «Качества взрослого, необходимые ему для развития у детей раннего возраста социальной и эмоциональной сферы».
В течение нескольких минут педагоги пытаются выделить качества, необходимых взрослому для успешного развития данных сфер у детей раннего возраста.