Наталья Болховитина
Консультация с элементами арт-терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация с элементами арт-терапии
Педагог-психолог: В современном технологичном, напряжённом мире, необходимо сберечь здоровье наших воспитанников, как физическое, так и эмоциональное, психическое. Ведь каждый ребенок это личность. Следовательно, у него есть свои предпочтения, чувства, эмоции, желания, страхи и т. д. и педагогу, как в прочем и всем кто тесно соприкасается с детьми каждый день нужно это учитывать.
Для преодоления этих «временных» трудностей существует множество способов и средств одним из которых является Арт-терапия.
Публикация «Консультация с элементами арт-терапии» размещена в разделах
Термин «арт-терапия» (буквально – терапия искусством) был введен А. Хиллом. Арт-терапия – это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения.
Арт-терапия – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик. Для методов арт-терапии характерно то, что в центре внимания находится не столько произведение искусства (продукт творчества, сколько конкретная и уникальная личность автора с ее потребностями, мотивами, ценностями и стереотипами. Искусство оказывает свое воздействие не механически, благодаря своим особым свойствам, но существенна и встречная активность личности, поэтому в арт-терапии предпочтительно создание своей творческой продукции, а не использование готовых произведений искусства.
Арт-терапевтические занятия помогают детям выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества. Работа выстраивается таким образом, что личность и характер ребенка не обсуждаются, его не сравнивают с другими детьми, в общении не применяются негативные оценочные суждения.
Например, для детей старшего дошкольного возраста характерна одна особенность: образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов (страхи, внутренние конфликты, психические травмы, воспоминания детства, сновидения). При их словесном описании у детей могут возникать затруднения. Поэтому невербальные средства зачастую становятся основными для выражения и прояснения сильных переживаний. Дети «передвигаются» от исследования своих внутренних переживаний и ощущений к рассмотрению себя в пространстве, во времени и в отношениях с другими.
Преимущества арт-терапии перед другими формами работы:
-практически каждый человек может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;
-арт-терапия является средствами преимущественно невербального общения, это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;
-изобразительная деятельность является мощным средством сближения, это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;
-продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;
-арт-терапия является средством свободного самовыражения, предлагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;
-арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.
Выделяют несколько особенностей арт-терапевтического подхода :
1. Безоценочное восприятие всех работ;
2. Важен и уникален вклад каждого из детей. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма;
3. Сохранение тайны необходимо, поскольку произведения, возможно, задействуют личный уровень;
5. Нельзя интерпретировать работу ребенка, так же заставлять раскрывать больше, чем они того желают;
6. При работе с группой желательно установить основные правила. Примерный список основных правил в работе с детьми:
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга.
4. Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется.
5. Не говорить плохо - хорошо, правильно - не правильно.
6. Все сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным — если иного решения не было принято.
Арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие педагогические задачи:
1. Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения.
2. Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.
3. Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции.
4. Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности.
Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально.
Арт-терапевтические техники :
Рисование
Одна из наиболее распространенных техник арт-терапии. Рисовать может каждый. Важно настроиться не на результат, а на сам процесс создания рисунка и позволить рукам творить, экспериментировать, наносить на чистый лист бумаги линии, штрихи, образы.
Коллаж
Эта техника, заключается в подборе и создании композиции из различных изображений, объединенных общей темой. Коллаж, полностью снимает переживания, связанные с отсутствием творческих способностей и каждому дает возможность получить радость и удовлетворение, как от процесса создания, так и от его результата.
Элементы игровой терапии и сказкотерапии
Эта техника использует форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Вывод: арт- терапевтическая работа с детьми одна из форм психологического сопровождения, позволяющая решать комплекс задач, включая гармонизацию эмоционального состояния ребенка и создание условий для оптимального развития различных психических функций и свойств личности.
Ход игрового тренинга
1. Вводное слово педагога-психолога
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников тренинга через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологиий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния у участников образовательного процесса.
Задачи:
1. Познакомить участников тренинга с арт - терапевтическими технологиями и их применением в практике.
2. Создать положительный эмоциональный климат у педагогов, используя виды арт-терапии (как одну из форм организации тренинга)
3. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
Целевая группа: педагоги Используемые методы: метод словесного изложения, метод демонстрации, беседа, упражнения, рефлексия, работа под руководством, репродуктивный метод.
Материал и оборудование: магнитофон, спокойная тихая музыка, коробка, свечи, эмоции- смайлик (радость,грусть,удивление, злость, листы А4 для каждого участника, краски, кисточки.
2. Основная часть
Педагог-психолог: Уважаемые, коллеги! Сейчас я предлагаю Вам на себе прочувствовать некоторые из методов арт-терапии, которые применяются для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния у участников образовательного процесса. Предлагаю Вам для создания атмосферы доверия и комфорта, настроить себя на позитивное сотрудничество провести упражнение-приветствие «Радостная встреча».
Упражнение - приветствие «Радостная встреча»
Цель: создания атмосферы доверия и комфорта, настроить педагогический коллектив на позитивное сотрудничество.
Инструкция: тихо звучит музыка (как фон, все встают в круг)
Психолог: Сейчас мы с вами будем приветствовать друг друга, передавая свечу по кругу. Каждый участник улыбнётся своему соседу, назовё т его по имени и скажет ему: «Я очень рада видеть тебя!». И так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует друг друга.
Педагог-психолог: Теперь Вашему вниманию предлагаю упражнение, которое называется "Волшебный рисунок". Это упражнение поможет Вам овладеть художественно-символическими средствами выражения своего эмоционального состояния, научит видеть и чувствовать настроение своих партнеров. Я предлагаю ознакомится с дальнейшей нашей совместной работы (Приложение №1)
Упражнение "Волшебный рисунок"
Цель: овладеть художественно-символическими средствами выражения своего эмоционального состояния и партнера.
Инструкция: тихо звучит музыка (как фон, педагоги садятся за стол)
Педагог-психолог: Я Вам предлагаю выбрать из моей волшебной коробочки эмоцию-смайлик и угадать, что это за эмоция и изобразить ее на рисунке в виде какого-то образа восковыми свечами.
Педагог-психолог: А теперь поменяйтесь своими рисунками-невидимками с коллегами. Чтобы проявить полученный рисунок-невидимку, нужно закрасить лист краской любого цвета по вашему выбору. Молодцы! Расскажите, пожалуйста, какие волшебные рисунки у Вас получились, дайте им название.
3. Завершающий круг. (участники, сидя в круге, делятся впечатлениями от тренинга, рассказывают о полученном опыте)
4. Рефлексия. Заполнение листовок (Приложение№2)
Приложение№2
Приложение№1
Список основных правил:
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга.
4. Не говорить плохо - хорошо, правильно - не правильно.
Список основных правил:
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга.
4. Не говорить плохо - хорошо, правильно - не правильно.
Список основных правил:
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга.
4. Не говорить плохо - хорошо, правильно - не правильно.
Список основных правил:
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга.
4. Не говорить плохо - хорошо, правильно - не правильно