Наталья Владимировна Кузьминова
Практическое занятие «Речевое насилие как угроза психическому здоровью ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Практическое занятие на тему
«Речевое насилие как угроза психическому здоровью ребёнка»
Подготовила педагог-психолог Кузьминова Наталья Владимировна
Задачи:
1. Расширить представления педагогов о формах и причинах жестокого обращения с детьми и признаках речевого насилия.
Публикация «Практическое занятие „Речевое насилие как угроза психическому здоровью ребёнка“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насилие. Жестокое обращение с детьми
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2. Способствовать осознанию воспитателями негативного воздействия речевого насилия на психическое и психологическое здоровье детей.
3. Отработать с участниками техники:
А) Саморегуляции;
Б) Введения правил, ограничений на действия детей.
4 основные формы жестокого обращения с детьми:
1. Физическое насилие.
2. Сексуальное насилие.
3. Психологическое (или эмоциональное,в том числе и речевое) насилие.
4. Пренебрежение основными нуждами ребёнка.
Теперь рассмотрим более подробно одну из форм жестокого обращения:
Эмоциональное насилие (психологическое) - это деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей, вызывает у ребёнка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.
И. В. Дубровина, доктор психологических наук, академик РАО отметила разницу:
• Психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам.
• Психологическое здоровье характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями духа человека.
Причины насилия :
• Семейные – мощный потенциал для агрессивного поведения детей создают: недостаток внимания и теплоты по отношению к детям, недостаточный надзор и т. д.
• Индивидуальные - темперамент ребёнка. Активные и импульсивные дети могут быть более склонны к тому, чтобы стать обидчиками.
• Социальные – необходимо, чтобы социальный климат в учреждении был полон теплоты и принятия всех детей, чтобы поведение детей и педагогов по отношению друг к другу строилось по высоким стандартам.
• Закон РФ «ОБ образовании» предусматривает ст. 56 административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника»
К речевому насилию относятся :
• Угрозы в адрес ребёнка
• Замечания, высказанные в оскорбительной форме
• Принижение успехов
• Постоянная критика
• Подавление инициативы
• Обвинение в адрес ребёнка (брань, крики)
• Наказание за неправильный ответ
• Некорректное высказывание о внешнем виде
• Насильственное высказывание ребёнка давать ответы на вопросы воспитателя
• Отказ в утешении, когда ребёнок испуган
• Негативная характеристика ребёнка
• Открытое признание в нелюбви и ненависти к ребёнку.
Причины речевого насилия :
• Психологическая неустойчивость педагогов
• Слабое владение коммуникативными навыками
• Профессиональная несостоятельность, выражающаяся в неумении или нежелании педагога с уважением отнестись к личности и проблемам ребёнка
С педагогами проводила такие упражнения, как:
1.«Детская обида». Бланки заполняются индивидуально. В первой графе педагоги вспоминают свою яркую обиду, во второй какие чувства и эмоции испытывали при этом и в третьей графе какой отпечаток это наложило в вашей дальнейшей жизни. Каждый педагог по желанию высказывается.
Обидные слова Чувства, эмоции Последствия
2. «Портрет ребенка, подвергшегося речевому насилию». Все участники высказываются.
3. Развивать в себе «Волевой контроль» :
Самоконтроль
Самоинструкции
Самонаблюдение
Личное экспериментирование