Лариса Щеглова
Консультация «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста»
С самого раннего возраста у детей в детском саду формируются первые умения сочетать свои интересы с интересами товарищей, умения сдерживать свои желания, если они мешают коллективу, считаться с мнением товарища, помогать ему, сопереживать его радости и печали. К концу же дошкольного детства нравственные чувства, представления и привычки должны приобрести у ребят достаточно прочный и в меру их понимания осознанный характер.
Публикация «Консультация „Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для родителей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Коллективизм детей седьмого года жизни, их умение дружно играть и трудиться, считаясь с интересами товарищей, с интересами коллектива, неразрывно связаны с развитием у них доброжелательности, дружбы, взаимопомощи, доброты, чуткости и отзывчивости. Но воспитание дошкольника в коллективе сверстников – дело очень сложное.
Задачи воспитания детей могут эффективно решаться в сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра – это в сущности социальная практика ребенка, его реальная жизнь в коллективе. Именно в коллективной игре он накапливает социальный опыт, привыкает считаться с интересами своих сверстников, вступает с ними в разнообразные контакты.
Игра – естественный для ребенка вид деятельности, мотив её лежит в самой её сущности. Свободная от регламентации игровое действие позволяет ребенку выразить самые фантастические желания, свои мечты, ему открывается широкий простор для проявления творчества, активности, смекалки. Важнейшее условие сюжетно-ролевой игры как увлекательной деятельности – наличие у ребёнка знаний об окружающих его предметах, о событиях и явлениях реального мира. Чтобы осуществить замысел игры, дети должны иметь достоверные сведения о реальных действиях взрослых с предметами, об их отношении к различным предметам и явлениям, о труде окружающих людей и их взаимоотношениях. Но детям нужно иметь не просто какой-то запас знаний, необходимо их осознанное усвоение и накопление практического опыта их использования. Это возможно в том случае, если процесс приобретения детьми знаний затрагивает их чувства, пробуждает интерес к окружающей жизни. И наиболее наиболее доступной для ребенка формой решения этой задачи оказывается сюжетно-ролевая игра, выполнение в ней той или иной роли. В процессе игры он уточняет, закрепляет знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, приобщается к миру взрослых и развивается как член общества.
Важное значение для сюжетно-ролевой игры имеет развитие у детей навыков самоорганизации. Старшие дошкольники уже должны уметь самостоятельно выбрать тему и роль, продумать содержание игры и её ход, определить, какое оборудование необходимо для осуществления задуманного. Чем деятельнее поведение ребенка в игре, чем она длительнее, чем больше приносит ему радости, тем глубже он постигает социальную сущность деятельности и отношений людей, тем лучше усваивает смысл общественных явлений.
Многократное повторение действий взрослых и искренняя передача их переживаний и чувств в конкретном игровом действии оказывает существенное воздействие на развитие личности ребенка.
Подражая реальным взаимоотношениям взрослых, ребенок дошкольного возраста, обычно эмоционально восприимчивый, создаёт в игре новую жизненную ситуацию в которой стремится полнее реализовать образовавшуюся потребность в общении с другими детьми. Коллективные игры способствуют воспитанию детей чувства коллектива, дружбы и ответственности за свои действия. Такие игры являются и средством воздействия на тех ребят, у которых в результате предшествующего неправильного воспитания стали проявляться эгоизм, агрессивность, замкнутость.
Сюжетно-ролевые игры помогают детям усваивать нормы общественного поведения, учиться внимательно, доброжелательно, заботливо относиться друг к другу, быть вежливыми. «Продавцы» вежливы с «покупателями», «библиотекарь» внимателен и добр к «читателям», «шофёр» вежлив с «пассажирами» и т. д.
Большое влияние на поведение дошкольника оказывает игровой образ. Разыгрывая роль ребенок подражает не только действиям того или иного человека, но и его отношению к людям, к обязанностям, его чувствам, переживаниям. Чтобы у детей возникло желание выполнять любые роли, необходимо рассказать, что делают, как ведут себя люди определенной профессии, показать общественную значимость их труда вызвав тем самым не просто интерес к этим ролям, но и чувства симпатии, теплоты к людям разных профессий.
Сюжетно-ролевая игра – ведущее средство воспитания дружного коллектива детей в дошкольном возрасте, важнейшая форма организации их жизни. Содержание игры и выполнение роли в ней, подчинения правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, необходимость сделать для своей игры игрушку, соорудить постройку, согласуя действия с другими играющими – всё это способствует формированию у детей нравственных чувств.