Елена Пастушкова
Консультация «Рисование с детьми дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник»
▼ Скачать +Заказ
Рисование с детьми дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник
Идеи гуманистической системы образования, как генерального направления развития современной образовательной парадигмы, предопределяют акцентирование внимания на развитии творческих компонентов личности воспитанника и воспитателя, поскольку субъекты учебно-воспитательного процесса несут на себе творческий потенциал общества. Известно, что именно начальная ступень образования во многом предопределяет успехи в развитии способностей у дошкольников, в том числе творческих. Особое место в развитии творческого потенциала личности ребёнка занимает изобразительное искусство и художественный труд, так как лежащая в их основе предметно-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом. Именно практическая деятельность позволяет переводить сложные абстрактные действия из внутреннего плана (невидимого) во внешний план (видимый, делая их более понятными. Чем раньше будет организованна работа, направленная на развитие эмоционально-чувственного мира ребёнка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.
Публикация «Консультация „Рисование с детьми дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
Актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает её включенность в творческий прогресс, что приводит к проявлению психических процессов, рефлексии, новообразований, многозначности мышления и самоконтроля. В итоге личность переходит на более высокую ступень развития.
Вырастить и воспитать гармонично развитого человека- желание и стремление многих родителей. На достижение этой цели направлены и усилия педагогов. Эстетическое воспитание детей решает целый ряд задач эстетического и духовного развития личности. Важное место среди этих задач отводится формированию у детей разнообразных эстетических чувств (чувства формы, цвета, композиции и др., художественного вкуса (на основе развития эстетических чувств, художественно-творческих способностей. Развитие эстетического восприятия начинается с дошкольного возраста, когда дети проявляют интерес ко всему, что видят вокруг. И наиболее успешно его развитие осуществляется под руководством взрослого (педагога, родителя, и эта работа ведётся не от случая к случаю, а систематично и последовательно.
Человек изначально, с момента своего рождения, помещён в мир культуры. В этом мире накоплен и зафиксирован гигантский общечеловеческий опыт. Человек- субъект культуры: в своей деятельности, поступках, мыслях и переживаниях он опирается на общечеловеческие духовные и нравственные ценности. Сознание человека развивается внутри культурного целого, в котором кристаллизован опыт деятельности, общения и мировосприятия. Человеку необходимо не только усвоить этот опыт, но и преобразовать на его основе свои естественные возможности и способности так, чтобы состоялось «второе рождение» - рождение своего собственного жизненного пути. Способность к сопереживанию, чувствованию в предмете (живого, неживого) явления, увеличивает возможность чувственного, эмоционального постижения мира.
Работая с детьми уже много лет и приобщая их к искусству, я поняла, что детям очень нравится творить с использованием нетрадиционных техник. Выявляя условия и пути развития творчества дошкольников в рисовании на основе нетрадиционных техник, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Развитие у детей эстетических чувств формы, цвета, ритма, композиции и пропорции.
2. Воспитание умения видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве.
3. Формирование у детей знаний и навыков в области изобразительной деятельности, развитие у них творческой активности, желания рисовать.
4. Обучение с использованием в рисовании разнообразных материалов и техник (графитный карандаш, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварель, сангину, цветные восковые мелки, пастель и др.) .
5. Воспитание у детей умения работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развитие эмоционально – положительных эмоций на предложение нарисовать.
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно педагогических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов дошкольных учреждений. Для этого необходимо наряду с традиционными методами и способами изображения включать и нетрадиционные техники рисования.
Приобщая детей к искусству, я использовала различные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.
Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения.
Возможности работы с детьми в технике нетрадиционного рисования, основаны на применении различных печаток. Этот вид рисования не требует никаких специальных навыков, понадобятся лишь оттиски готовых форм, смазанных краской.
Печатку можно просто обмакивать в краску или прижимать к окрашенной «штемпельной подушечке», плоскому кусочку поролона или смазывать краской либо красками, специально подбирая их сочетание. Печатку можно изготовить из ватной палочки, пробки, сырой картофелины, ластика, кусочка поролона, смятой бумаги, древесного листа и т. д.
Для того, чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе, листы бумаги могут быть разной формы в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка, квадрата (платочек, коробочка).
Монотипия - это одна из простейших техник отпечатывания. При помощи монотипии выполняется симметричное изображение предмета или объекта. Для этого лист бумаги складывается пополам вертикально или горизонтально, с учетом изображаемого предмета. На одной половине листа наносятся цветовые пятна (абстрактное рисование) или половину симметричного предмета (конкретное рисование). Краски подбираются яркие, сочные, чтобы отпечаток получился четким. После нанесения красочного изображения на первой половине листа, вторая часть листа накладывается, чтобы получился отпечаток на другой половине листа. Развернув, вы увидите симметричное изображение целиком - бабочка расправила крылья, цветок распустился полностью, и крона дерева стала пышнее. Готовый отпечаток можно доработать или украсить дополнительными деталями. Техника монотипия доставляет удовольствие детям разных возрастов, особенно младшим дошкольникам.
В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.
Основной формой обучения детей является занятие. Значение занятий многосторонне. Здесь я осуществляю систематическое и планомерное развитие каждого ребёнка.
Занятия по нетрадиционной технике рисования провожу два раза в месяц, длительность зависит от возраста детей. При планировании учитываю возрастные особенности, подготовленность детей, доступность. Дети рисуют не только в тетради или альбоме, но и на кусках обоев или на старой газете, оргстекле, гипсе, срезе дерева, шпоне. Самое главное не навязывать ребёнку свою помощь, дать ему возможность рисовать, так как ему нравится. Иначе мы рискуем внушить ребёнку, что он «ничего не умеет делать, так как надо». А ведь перед нами творческая личность.
Структура занятия может быть гибкой и изменяться от целей задач, но включает в себя три части: вводная, основная и заключительная.
1. Вводная часть – каждое занятие начинается с организационного момента. Именно здесь я создаю эмоциональное настроение у детей и объясняю новый материал.
2. Основная часть или практическая – дети выполняют задание, а при необходимости помогаю советом и провожу индивидуальную работу.
3. Заключительная часть – в ней подводится итог занятия и анализируется работа. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия – важное условие успешного развития детского изобразительного творчества. Во-первых, детям это нравится, а во-вторых, позволяет ребёнку полнее осмысливать результат своей деятельности, учит его задумываться над тем, что у него получилось, как рисунок выглядит среди работ других детей и как оценивается.
Овладение нетрадиционными для дошкольного образования художественными техниками способствует повышению выразительности художественных образов в рисунках дошкольников, поддержанию их положительного отношения к изобразительной деятельности, способствует удовлетворению потребности детей в художественном выражении, развитию детского изобразительного творчества. Отбор и последовательность введения нетрадиционных художественных техник в практику дошкольного образования основывается на том, что овладение каждой предыдущей техникой является и выступает, как пропедевтический этап в освоении более сложных художественных задач и направлено на развитие детского изобразительного творчества.
Я помогаю ребенку найти себя, предлагаю ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя. Именно поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями. Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей.