Кротова Елена Юрьевна
Консультация «Речь как средство общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация: "Речь, как средство общения"
Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребёнка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятым сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребёнком.
Первое и особо важной формой совместной деятельности является - предметная, основы которой закладываются в младенчестве, в период эмоционально-личностного общения взрослого с ребёнком.
Публикация «Консультация „Речь как средство общения“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В раннем возрасте, когда на смену ситуативно-личностному общению приходит ситуативно-деловое (познавательное, предметная деятельность становится ведущей. Без овладения ею у малыша не возникает и потребности в речевом общении, оно не наполняется конкретным содержанием.
При правильной организации всей жизни и деятельности ребёнка речь уже в раннем возрасте становится основным средством общения. Конечно, малыш понимает лишь часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям, её эмоциональный тон определяет настроение, направленность общения, а то, чего ребёнок не понимает, восполняют не речевые средства коммуникации – указательный и изобразительный жест, мимика, ситуация, вид деятельности.
Большую роль играет при этом действия взрослого, которым ребёнок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. Общение со взрослыми в этот период детства носит положительно – эмоциональный, предметный и деловой характер, становятся основной и важнейшей предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает и разворачивается позднее.
При дефиците общения в раннем возрасте, его ограниченности, бедности, не насыщенности ребёнку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым.
В жизни человека нет другого такого бурного всестороннего развития, как в первые три года жизни.
В развитии детей раннего возраста необходимо предупредить возникновение и укрепление отрицательных чувств, таких, как страх, гнев, зависть и др., и всячески содействовать возникновению и укреплению положительных эмоций – радости, любви к окружающим взрослым и детям.
ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
1. Недостаточное речевое окружение в раннем возрасте: мало слышать хорошую речь, надо, чтобы ребенок пользовался ею, связывал е с выполнением тех или иных действий в игре.
2. Неправильная речь окружающих взрослых, сюсюканье - копирование детской речи: ребенок подражает тому, что слышит.
3. Требования взрослых произнести звук без показа правильной артикуляции (скажи «рыба») приводят к появлению искаженного звука: Р горлового, боковых шипящих и других дефектов.
4. Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполообразное небо и др.
5. Длительное пользование соской - способствует межзубному произношению свистящих, шипящих и других звуков речи.
6. Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти, внимания, отсюда - отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, наблюдать, подражать.
7. Если у ребенка лепетная речь в 3-4 года (его даже мать не понимает, если у него массивный малоподвижный язык, вялые губы, слюнотечение, ребенок часто болеет, ослаблен, с трудом общается со сверстниками, родителям необходимо обратиться врачу.
Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребёнка, взрослому необходимо чётко представлять, что малыш должен знать и уметь в данный конкретный период своего развития.
УРОВНИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ НА ЭТАПАХ СВОЕГО ВЗРОСЛЕНИЯ.
К 2 годам:
• Обладает запасом в 200 – 300 слов;
• Пользуется в речи двух-, трёхсложными словосочетаниями;
• Прислушивается к словам и понимает их смысл;
• Называет предметы, изображённые на картинках;
• Хорошо знает своё имя, произносит его;
• Пользуется словами «да», «нет», «ещё»;
• Выражает просьбу словами, а не только жестами;
• Использует существительные в разных падежах;
• Согласует предмет и действия («машина едет», «я хочу»)
К 3 годам:
• Самым значимым отличием речи трёхлетнего ребёнка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в его речи;
• Связь слов в предложении выражена с помощью окончаний и предлогов. Ребёнок начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи;
• Звукопроизношение ещё не полностью соответствует норме;
• В речи ребёнка практически отсутствуют шипящие и сонорные, но твёрдые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей;
• В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения, слова – обобщения. Ребёнок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями;
• Если родители ребёнка сформировали у него положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Малыш хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он ещё не может.
• Ребёнок хорошо понимает содержание несложных сюжетных картинок.
Речь является не врождённой способностью ребёнка, а приобретённой.
Поэтому надо, чтобы речь окружающих была образцом для подражания.
В общении с ребёнком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искажённо, употреблять усечённые слова.
Ребёнок должен видеть мимику, артикуляции и подражать взрослому