Любовь Владимировна Волкова
Консультация для родителей «Ребёнок открывает мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Природа, человек, нравственность – понятия тождественные. И к великому горю, в нашем обществе именно эти понятия разрушены. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.
Одна из задач воспитания состоит в том, чтобы дать возможность почувствовать многообразие форм, красок, звуков в природе. Для того чтобы к малышу пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо слушать её, сопереживать ей, радоваться ей, учить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, когда зеленеет трава или мерцают звёзды, учить слышать пение птиц, звон капели, шум ветра. Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребёнка. Заставляют его глубже познавать окружающее, повышают интеллект и культуру.
Публикация «Консультация для родителей „Ребёнок открывает мир“» размещена в разделах
Для ребёнка всё живое – прекрасно. «Близки ему собака и птица, ровня – бабочка и цветок, в камушке и ракушке он видит братьев» - писал Януш Корчак. И не мы ли взрослые, часто разрушаем это светлое отношение к живому, запрещая ребёнку брать в руки червяка или лягушку, охаивая свинью, ругая бродячую кошку, бездомную собаку?
За последнее время об экологическом воспитании заговорили многие – слишком уже великий урон нанесён природе. Возбуждать симпатии, к животным раскрывая их свойства, повадки, их суть, - один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребёнок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять птичьи гнёзда, потому что это полезные животные. Ему необходимо внушить любовь к муравью и лягушке, птице и собаке – ко всему, что его окружает. Дети сами нуждаются в доброте, ласке. И вместе с тем способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому – к тому побуждает их детский демократизм. Только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. «Любовь к животному миру – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы» - писал Ч. Дарвин. Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отражаться на умственных способностях, а ещё вероятнее на нравственных качествах. Любить - значит знать. Знать – значит наблюдать за животными, ухаживать за ними, помогать им, читать о них книги, начиная с древнейших сказок, мифов, басен, и кончая произведениями современных писателей. Если ребёнок в самом начале своего приобщения к книге обнаружит, что мир невероятно многообразен и в то же время в чём - то един, - это сразу даст ему очень важные и вероятные ориентиры. Научить ухаживать за животными не трудно. Дети хорошо знают, что кошка ловит мышей, собака сторожит дом. Но большего труда стоит привить истинную любовь к животному, заботливое к нему отношение, понимание того, что слабого, беззащитного нельзя обижать, оставлять без помощи. Все дети разные, и каждому ребёнку нужен особый подход и внимание которое мы всегда можем дать. Поэтому предлагаем родителям на вечерних прогулках или по пути в детский сад обратить внимание сына или дочери на погоду явления природы, животных, как можно больше общаться с детьми, особенно в выходные дни.
А как заметно взрослеет и умнеет малыш после отпуска, проведённого с родителями. Сколько новых впечатлений он привозит, как увеличивается его словарный запас, сколько нового он узнаёт. И на чем ехали или летели, и где купался, и на чём катался, и каких животных видел в деревне, и многое другое. И мы должны как можно чаще бывать на природе, любоваться ею, щадить природу. А для этого надо делать всё возможное: подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями, использовать для этого умные игры и пособия, со вкусом сделанные игрушки.
Своим разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать. Надо, как можно чаще привлекать внимание детей к птичьим голосам, к изменениям, происходящим на лугу, в лесу, на реке в разную погоду, в разное время года, важно научить, не только любоваться увиденном, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства.