Маргарита Зубкова
Консультация для родителей «Ребёнок и телевизор»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок и телевизор
Телевизор уже давно прочно вошел в наш быт и стал неотъемлемой частью нашей жизни. В этом можно найти множество положительных моментов: это и развлечение, и своевременное получение актуальной информации, и восприятие и осознание современной культуры. Однако при всех своих положительных свойствах телевидение стало на сегодняшний день большой проблемой для развития детей дошкольного возраста.
Публикация «Консультация для родителей „Ребёнок и телевизор“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Телевизор и ребенок. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Многие родители сказали бы, что телевизор — это настоящий друг и верный помощник семьи. Ведь иной раз включение телевизора для малыша становится единственным способом, позволяющим на какое-то время занять непоседу и посвятить себе и своим делам пару минут. Однако взаимодействие малыша с подобной «няней» чревато серьезными последствиями.
Это связано с тем, что современные дети проводят очень много времени за просмотром детских телеканалов. В результате ребенок недополучает физической нагрузки, страдает от недостатка двигательной активности, что напрямую влияет на развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, развитие психических познавательных процессов.
Из динамичных красочных мультипликационных сюжетов ребенок черпает готовые образы, придуманные режиссером, художником, мультипликатором. При этом малышу не остается пространства для собственного творчества, полета фантазии, ведь все за него уже сочинили.
А ведь когда вы читаете ему сказку, ребёнок представляет происходящее по-своему. Он придумывает, как выглядят главные герои, окружающая обстановка. Размышляет над тем, как эта история могла бы продолжиться, примеряет на себя роли действующих лиц. Также полезно спросить ребёнка после прочтения, кто ему больше понравился в сказке, на кого он хотел бы быть похож. Таким образом, развивается воображение.
Современным детям почти не нравятся отечественные мультики. Им все больше и больше хочется смотреть сюжеты с непонятными, иной раз просто жуткими монстрами, которые то спасают своих друзей, то защищают мир. Современное западное искусство изменяет, деформирует психику ребенка. Конечно, прежде всего, речь идет о мультфильмах и компьютерных играх. Чудовищно воздействуя на воображение ребенка, они дают новые установки и модели поведения. И первое, что хотелось бы отметить, это агрессивность героев. Уже в 4-5 лет такие дети обожают смотреть боевики, играть в «стрелялки».
Детей перестали интересовать наши национальные герои, традиционные ценности российской культуры, которые скоро совсем исчезнут из памяти подрастающего поколения.
В последнее время всё чаще приходится сталкиваться с очень искаженным поведением дошкольников. Это могут быть скованность, недостаточное развитие речи, повышенная агрессивность, истерическое состояния детей и демонстративность поведения. Ребенок не может ответить на простейший вопрос, но при этом не боится кривляться при чужих взрослых, ползать под столом и показывать неприличные жесты, то есть, ведет себя абсолютно неуправляемо. Модели плохого поведения из телевизора и компьютера притягивают, как магнит, хот ребенок зачастую и не видел ничего подобного дома и, конечно, тысячу раз слышал от родных, что так вести себя нельзя.
Именно поэтому выбор мультфильма столь важен, ведь малыши часто перенимают модели поведения главных героев любимых мультиков, стараются подражать им и повторять те или иные действия.
И, конечно, главная опасность телевизора в том, что он отдаляет ребёнка от матери. Ребёнку необходимо живое общение с родителями, прогулки на свежем воздухе, совместные игры, рисование, чтение сказок. Даже повседневную домашнюю уборку для ребенка можно превратить в увлекательное занятие, если поручить ему что-то несложное. И неважно, что пользы от его помощи нет, зато вы что-то делаете вместе, а это очень важно.
Поэтому, чтобы телевизор в жизни семьи играл второстепенное значение, необходимо проводить больше времени с ребёнком, и тогда он вырастет здоровым и психически, и физически.
Совсем запрещать ребенку смотреть телевизор – наверное не выход, но следует ограничивать время просмотра. Для детей дошкольного возраста рекомендуется смотреть не более 1 часа, для школьников – до 2 часов в день.
Кстати, из просмотра телепередач можно все-таки извлекать и пользу. Достаточно внимательно просмотреть программу, выберать умную развивающую передачу – она должна соответствовать возрасту малыша и быть интересной для него. Заранее продумать, чем можно обогатить и дополнить передачу подобной тематики (какие книги или альбомы есть дома, какие комментарии возможны, какие примеры можно привести). Посмотрев передачу, обсудить ее с малышом, дать свои пояснения и расспросить о его впечатлениях, можно даже вместе пофантазировать. Приведите примеры из жизни, предложите сходить на экскурсию, почитайте книгу на эту тему. А еще здорово нарисовать картину по мотивам увиденного или смастерить какую-нибудь поделку. Если вы смотрели сказку, хорошо воспроизвести ее сюжет в ролевой игре или в постановке кукольного спектакля. Вот в этом случае ваш ребенок усвоит массу новой позитивной информации, многому научится и получить удовольствие от общения с вами!
Детство – это самая счастливая и беззаботная пора для любого ребёнка. В этом возрасте ребёнку вовсе не нужно задумываться о несправедливости и жестокости мира, о терроризме и катастрофах. Ребёнок должен учиться познавать мир, и никакие страхи не должны мешать ему в этом.
Советы родителям
• Для начала уберите телевизор из детской, чтобы он не составлял конкуренции чтению и развивающим играм.
• Не используйте телевизор в качестве «фона» — дети быстро перенимают у родителей эту вредную привычку.
• Детская продукция должна быть качественной, сделанной профессионально и соответствующей возрасту. Хорошо, если в мультфильме будет обучающий или развивающий подтекст.
• Осторожно относитесь к избыточно динамичным мультфильмам, пресыщенным героями и событиями.
• Лучше не смотреть несколько мультфильмов подряд. Делайте перерыв на обсуждение. Ребенок учится с помощью взрослых адекватно оценивать ситуации, разбираться в тонкостях эмоций. При просмотре двух мультфильмов подряд впечатления могут перемешаться. А для ребенка важнее углубление в одной теме, чем скольжение сразу по нескольким.
• Определите разрешенное количество времени, которое ребенок может потратить на просмотр телевизора. Очень важно придерживаться утвержденного расписания.
• Нельзя, чтобы ребенок смотрел телевизор целый день. Займите его чем-нибудь другим: рисованием, лепкой, чтением интересной книги.
• Телевизор не должен занимать время, выделенное для сна. Установите время, когда ваш малыш должен ложиться спать, и не меняйте его, даже если телепрограмма заканчивается позже, чем обычно. Выбирайте минимум передач, которые, по вашему общему мнению, стоит посмотреть, и которые принесут пользу, а не вред. Если передача закончилась, выключите телевизор прежде, чем ребенок будет прикован к следующей передаче.
• Пусть один день в неделю ребенок обходится без телевизора. И подчеркните, что это не наказание.
• Оградите ребенка от просмотра программ, мультфильмов и фильмов, несущих негативные эмоции. Информационные программы желательно не смотреть до 7-8 лет, и всегда учитывайте уровень психической зрелости ребенка и его индивидуальную подверженность страхам.
• Научите ребенка не принимать на веру все, что показывает телевизор, и он не будет путать чье-то представление о действительности с самой действительностью.
• Предложите ребенку поучаствовать в выборе программ, пусть он почувствует себя полноценным зрителем. При возникновении спора решающим должно быть слово родителей. Обязательно мотивируйте свой запрет. Иногда целесообразным будет просмотр запрещенной передачи с целью пояснения ребенку позиции взрослого.
• Возможные отрицательные эффекты могут быть уменьшены посредством совместного просмотра телепрограмм и фильмов с последующим обсуждением увиденного. Во время разговора не только высказывайте собственное мнение, но и дайте ребенку выразить свою точку зрения, уважайте его вкусы и пристрастия.
• Ребенок 5-7 лет способен понять смысл рекламы. Объясните ему, что не все в ней правда, и что вещи не становятся лучше от того, что их показали по телевизору.
• Помогите ребенку употребить полученную из телевизора информацию с пользой – в игре.
• И не забывайте о простых правилах безопасности: высокое качество изображения на экране, максимально возможное расстояние от зрителя до телевизора, яркое освещение в комнате.
Примерный подбор мультфильмов для совместного просмотра
* "Три поросенка" - снятие мнимых неадекватных страхов.
* " Дудочка и кувшинчик" - о трудолюбии
* "Лунтик", "Смешарки" - дружба, взаимопомощь, взаимовыручка, решение различных сложных ситуаций
* "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Гуси-лебеди", "Заяц- хваста", "Что такое хорошо - и что такое плохо?" –воспитание нравственных качеств.
* "Мойдодыр", "Что такое хорошо - и что такое плохо?"- воспитание навыков самообслуживания.
* "Мама для мамонтенка", "Крошка Енот", серии про кота Леопольда, серии про Чебурашку, "День рождения бабушки", "Большой секрет для маленькой компании", "Высокая горка", "Журавль и цапля" - дружба, взаимопомощь, взаимовыручка. Ценность родителей, семьи, друзей, стремление к хорошим добрым отношениям, стремление к заботе о родных. Умение не обижаться по мелочам, жить в социуме.
* "Бармалей"- что может произойти, если не слушаться родителей.
* "Волк и семеро козлят" - что может произойти, если открывать двери чужим людям.
* "Золушка" - воспитание трудолюбия.
* "Как стать большим", "День рождения" – стать большим – значить стать ответственным и самостоятельным.
* "Цветик-семицветик", " Храбрый оленёнок ", "Грибок-теремок" – воспитание чувства коллективизма, развитие чувства дружбы, понимания что в коллективе жить надёжней и веселей.
* "Остров ошибок", "Опять двойка", "Ивашка из дворца пионеров" – необходимость знаний для жизни, развитие интереса ребёнка к школе, развитие любопытства и желания учиться.