Русалина Бикова
Консультация «Развитие слухового внимания у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие слухового внимания у дошкольников — это важный аспект их развития, так как оно позволяет ребёнку воспринимать и понимать речь окружающих, развивает его когнитивные способности и эмоциональную сферу.
Слуховое внимание занимает особое место, ведь с самого рождения ребёнка окружают разнообразные звуки. Хорошее слуховое восприятие даёт детям правильное представление о предметах и явлениях. Однако иногда родители не обращают внимания на проблемы со слуховой памятью у детей. Главная проблема заключается в том, что дети, кажется, слушают, но не слышат слов взрослого (инструкций, указаний, пояснений). Дошкольникам сложно сосредоточиться на звуковом материале, запомнить и воспроизвести услышанную информацию. Попадая в группу детского сада, ребёнок сталкивается с большим информационным потоком, и часто он слышит и запоминает только то, что сказано громче или эмоционально выразительнее. Поэтому дома и в детском саду важно научить детей говорить спокойно и тихо, выслушивать, не перебивая.
Публикация «Консультация „Развитие слухового внимания у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В среднем и старшем дошкольном возрасте упражнения на слуховую память становятся сложнее, так как усложняются задачи работы с детьми. Большое внимание уделяется формированию фонематического слуха, дети учатся различать звуки по звуковому составу и отдельным признакам (твёрдость, мягкость, звонкость, глухость). Хорошее развитие фонематического слуха необходимо при обучении чтению и письму). Детям нужно научиться произвольно концентрироваться на воспринимаемом тексте, понимать на слух поставленную задачу.
Развитие слухового внимания у дошкольников включает следующие аспекты:
Игры и упражнения на развитие слухового внимания;
Прослушивание музыки и звуков природы;
Чтение книг и стихов, обсуждение прочитанного.
Эти методы помогают детям дошкольного возраста развивать слуховое внимание, что положительно сказывается на их общем развитии и успеваемости в школе. Регулярное применение этих методов поможет детям дошкольного возраста развить слуховое внимание, что положительно скажется на их успехах в учёбе и общем развитии.
Игры и упражнения на развитие слухового внимания у детей :
«Слушаем слова»
Договоритесь с ребёнком, что вы будете произносить самые разные слова. Ребёнку надо хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, посуду. И игра начинается: называются различные слова: стул, дерево, тарелка, ручка, лиса, картошка, вилка. Ребёнок должен успеть вовремя хлопнуть в ладоши.
«Услышь звук»
Для игры понадобится мяч. Договоритесь с ребёнком, что вы будете бросать ему мяч, а он его будет ловить, если в слове услышит звук «Ш», или отбивать, если не услышит. Звуки можно менять.
«Послушай и повтори»
Взрослый шепотом за экраном произносит слова, а ребенок вслух повторяет их.
«Колокольный звон»
Для игры понадобится колокольчик и повязка на глаза. Предложите ребенку с закрытыми глазами угадывать и показывать рукой, где звенит колокольчик.
«Кто позвал?»
Один ребенок поворачивается к другим спиной. Любой из присутствующих окликает его по имени. Ребенок должен указать на того, кто его позвал.
«Послушай и сделай как я»
Прохлопайте в ладоши определённый ритм и предложите ребёнку повторить за вами. Простучите ритм палочкой по столу, по барабану, по кастрюле, по книге или по банке. Пусть ребёнок воспроизведёт в точности ваш ритм. Потом меняйтесь ролями - ребёнок простукивает ритм, а вы повторяете.
«Собираем урожай»
Для игры понадобятся вырезанные из разноцветного картона силуэты разных фруктов и овощей - морковки, помидоры, огурцы, баклажаны, яблоки. Разбросайте по полу разноцветные фигурки из картона и попросите ребенка собрать какой-то один овощ или фрукт. Если детей несколько, то каждому даётся своё задание.
«Телефон»
Взрослый тихо говорит ребенку слово, а он шепчет его следующему и т. д.
Усложнение: можно говорить сразу 2 – 3 слова.
«Будь внимателен»
Взрослый даёт ребёнку 2–3 поручения. Например: «Возьми игрушку, положи её в коробку, а из коробки достань мишку и зайку. Мишку поставь на стол, а зайку под стол».