Ненашева Марина
Консультация «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из направлений в современной логопедии - формирование навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения?
Анализ – это разделение целого на составные части.
Публикация «Консультация „Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Звуковой анализ – разделение целого (целым выступает слово) на составные части (составные части слова – звуки). Т. е., звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.
Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный …а еще Фанта!»
Для чего нам нужен звуковой анализ? Мы с Вами используем его каждый день, т. к. звуковой анализ лежит в основе процесса письма.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки, установление их количества и последовательности.
Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Начинать будем не с гласных и согласных звуков. Сначала обратим внимание ребёнка на то, что вокруг нас много разных звуков : шелест листвы, щебет птиц, грохот машин, скрип двери, телефонный звонок и т. д. На этом этапе, я предлагаю ребё нку игру: «Угадай, что звучит». Приготовим «арсенал» звучащих игрушек. Например, бубен, колокольчик, маракасы, деревянные палочки и даже листы бумаги подойдут. Каждый предмет даём ребёнку потрогать, пошуметь, погреметь, бумагой пошуршать и т. д. Потом садимся спиной друг к другу и начинаем угадывать. Обязательно меняемся ролями.
Для того, чтобы помочь детям усвоить понятия "Гласные и согласные звуки" использую в своей работе сказку "домик звуков". Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению — не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи. Для этого рассказываю детям вот такую сказку.
В одном Волшебном звуковом городе есть два замка, в которых живут Звуки. В одном замке живут девочки. Они любят голосисто петь, поэтому их назвали гласными. В этом замке ворота всегда открыты. Когда мы их произносим во рту ничего не мешает. Гласных звуков у нас всего 6. Их можно петь, долго тянуть голосом, их мы обозначаем красными фишками. Ребёнок повторяет за вами. Можно перед зеркалом. И действительно, рот раскрывается, при этом, чем громче произносим гласный звук, тем больше открывается рот.
А в другом замке живут мальчики. Много. Они согласны играть, петь и дружить с девочками, поэтому их называют согласными. На их воротах всегда есть решеточка. В образовании согласных звуков участвуют губы, зубы, язык- т. Е. это естественные преграды на пути воздушной струи. Эти звуки нельзя пропеть, при их произнесении воздух встречает преграды. Давайте произнесем некоторые согласные звуки и назовем препятствия. И тут же ощущаем, что рот смыкается, а язычок при этом ещё куда-нибудь упирается, натыкается на какие-то препятствия. (С-зубы, Л-язык, П-губы, К-корень языка и неба смыкаются.) Посмотрите, если девочки были в красных сарафанчиках, то мальчики у нас в цветных рубашках (в синих и зеленых). Мальчики, у которых синие рубашки, они могут жить только в синей части замка, а у кого зеленые только в зеленой части замка. Давайте найдем на нашей дорожке звуки, которые живут только в синей части (ш, ж, ц, в зеленой части (ч, щ, й). Синими мы отмечаем твердые согласные, а зеленым мягкие. А остальные могут быть и твердыми и мягкими. Звуки бывают звонкими и глухими. Звонкость звуков мы проверяем, приложив ладонь к горлу, если горло звенит, то звук звонкий, т. е. в образовании звонких согласных участвует голос, а если нет вибрации, то они глухие.
Обращаем внимание ребёнка на то, что звуки речи можно только слышать и произносить. Их нельзя увидеть, потрогать.
Но звуки речи можно обозначить. Например, разноцветными квадратиками или кружочками, при помощи мелких пуговиц, киндер игрушек, прищепок, счетных палочек, карандашей,магнитиков,заколок, пробок, скрепок и разные другие предметы соответствующих цветов.
Перед обучением детей звуковому анализу нужно обыграть сказку «Репка» с целью закрепления представления об образовании порядкового ряда, о месте каждого предмета по отношению к другим. Кто стоит первым, кто вторым и т. д. отработать с детьми синонимы: «первый» — «в начале», «последний – в конце», «середина».
Развиваем звуковой анализ играя. Чтобы ребенку было интересно, используйте развлекательные моменты, старайтесь поддержать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения.
Схемы слов ребенок может составлять не только при помощи фишек, карточек, а и при помощи мелких пуговиц, киндер игрушек, прищепок, магнитиков, заколок, пробок, скрепок соответствующих цветов, звуковой линейки, что способствует развитию мышц пальцев.
Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Чтобы развить это восприятие, мы можем поиграть с ребенком в такие игры:
«Назови первый (последний) звук в слове». Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет слово и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, называет первый звук в слове. Игру можно использовать и с помощью картинок «Определи 1 звук» (заколки и картинки)
«Назови слово на заданный звук». Взрослый называет звук и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, называет слово на заданный звук.
«Найди место звука в слове». Чтобы ребенку было интересно, можно сделать дорожку из бумаги и прикрепить фишки, соответствующих цветов, или выбрать небольшую игрушку, которую будем передвигать вместе с ребенком по дорожке. Н-р, найди место звука Р. Если звук слышится в начале, то фишка остается в начале дорожки. Если звук слышится в конце слова, то фишка передвигается до конца дорожки и останавливается там. Игру можно использовать в качестве физминутки. Если звук в начале слова-хлопают, в середине-топают, в конце-приседают. (можно еще картинки и найти к ним соответствующую схему.
«Ребус». Ребенку предлагается карточка с несколькими картинками. Выделив первый звук в названии каждой картинки, и объединив вместе, обучения пройден: ребенок легко определяет звук в слове, подбирает слова на заданный звук. Но это еще не значит, что ребенок научился звуковому анализу слов. Провести звуковой анализ слова – это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся.
Давайте рассмотрим звуковой анализ слова ДОМ.
Количество клеточек схемы этого слова соответствует количеству звуков в слове. Для выделения звуков можно использовать различные материалы.
Сначала нужно:
Определить последовательность звуков в слове, интонационно выделить их, и назвать изолированно.
Охарактеризовать звуки – гласный или согласный, твердый или мягкий, обозначить фишками – гласный – красный квадратик, согласный твердый – синий квадратик.
- Сколько звуков в слове ДОМ? (В слове ДОМ три звука)
- Какой первый звук в слове ДОМ? (первый звук [Д])
- Звук [Д] какой? (звук [Д] согласный, звонкий, твёрдый).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Д]? (Синим квадратиком).
- Какой второй звук в слове ДОМ? (Второй звук [О])
- Звук [О ] какой? (Звук [О] гласный).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).
- Какой третий звук в слове ДОМ? (Третий звук [М]).
- Звук [М] какой? (Звук [М] – согласный, звонкий, твердый).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [М]? (Синим квадратиком).
- Сколько гласных звуков в слове? (Один).
- Сколько согласных звуков в слове? (Два).
«Кто внимательный» (наоборот – убери звук д и т. д.)
Не надо переходить к звуковому анализу сложных слов. Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим занятиям.
Таким образом, обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др.
Это то, что касается звукового анализа. Теперь о звуковом синтезе. Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.
Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.
При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: - Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА.
При нарушении формирования звукового анализа и синтеза возможно побуквенное чтение, т. е. вместо звука произносится буква (не м, н, в, а ме, не, ве). Дети читают: ам – аме, вы – веы и т. д. Побуквенное чтение в норме возможно до того момента, пока взрослый не объяснит ребенку, как читать правильно, т. е. 1-2 занятия. Но большинство детей логопедической группы без коррекционной работы «правильно» читать и писать не научатся, т. к. у них нарушения нормального речевого развития.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Для чтения детей, у которых сохранилось (даже в неярко выраженном варианте) речевые нарушения, характерны:
-трудности слияния звуков в слоги и слова, взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков : свистящих - шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих (каска-кашка, помощь-помочь, жевать-зевать);
-искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился, операция вместо операционная, вынула
вместо вытянула,
-грамматические ошибки (лодку перевернулась, с двумя друзьям,
-побуквенное чтение (К,А,Ш,А,
-нарушение понимания прочитанного,
-слишком медленный темп чтения,
-«угадывающее чтение».
Для письма детей, у которых общее недоразвитие речи (по разным причинам) сохранилось, характерны:
-замены – звуков : свистящих - шипящих, звонких – глухих, мягких – твердых, и пр. ;
- искажение слоговой структуры слов – перестановки, пропуски, добавления слогов, раздельное написание частей слова и слитное двух слов, указывающее на несформированность звукового анализа;
- грамматические ошибки – недочеты, связанные с переносом аграмматизмов в письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний, согласований различных частей речи и пр.).
Подготовка к обучению грамоте - это формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи, а звуковой анализ – способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме.
Почему мы используем символы, а не сразу буквы? Буквы – это абстрактный знак, он ни как не связан со звуком. Некоторым детям с нарушениями речи трудно их запомнить. А символ связан со звуком. Символы гласных звуков соответствуют положению губ при их произнесении, символы согласных звуков представляют собой зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза осуществляется в принятой в современной логопедии последовательности:
выделение в словах первого гласного звука;
анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;
определение последнего гласного звука в словах;
определение первого и последнего гласного звука в словах;
определение наличия либо отсутствия в словах звука;
определение первого согласного звука в словах;
определение последнего согласного звука в словах;
определение гласного звука в середине односложных слов;
синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;
определение позиции согласного звука в словах;
определение количества слогов в словах;
синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.
Таким образом, овладение навыками звукового анализа и синтеза :
1. обеспечивает готовность к освоению грамоты;
2. способствует предупреждению появления нарушений в письменной речи в период школьного обучения.