Лучший педагог года

Консультация «Разрешение конфликтов в классе»

Ольга Саржан
Консультация «Разрешение конфликтов в классе»
▼ Скачать + Заказать документы

В школе важны благоприятные социально-психологические Условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу и ученику. Старшеклассникам необходимо помочь выжить в современных Условиях с наименьшими моральными и материальными потерями. Важнейшим условием становления гражданского общества является умение его членов вести переговоры, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, разрешать неизбежные конфликты.

Публикация «Консультация „Разрешение конфликтов в классе“» размещена в разделах

Конфликтные учащиеся наиболее агрессивны, и зачастую не оттого, что им так хочется, а оттого, что они не умеют управлять своими эмоциями. Пассивные в общении юноши и девушки - это чаще всего не те, которые не правы, а те, которые боятся вступить в контакт, опасаются, что не будут поняты, и загоняют свои проблемы в себя. И те, и другие учащиеся нуждаются в коррекции их поведения.

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение, согласно толковому словарю, - трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт возникает как результат несовместимости представлений о ситуации, о поступке, о способах действия. Конфликт прекращается, если стороны удовлетворены выигрышем (или проигрышем) или признают, что продолжение столкновения бессмысленно.

Конфликты в классе - это конфликты между учениками. Нередко они возникают из-за стремления учащихся к лидерству. Путь к лидерству связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости и безжалостности. Детская жестокость — явление общеизвестное. Ребенок подвержен соблазну стадности, что порождает немотивированную жестокость, травлю себе подобных.

Конфликт не должен остаться незамеченным педагогом. Учитель обязан урегулировать его. Но ни в коем случае не подавлять. Педагогу следует помнить три основных положения, разбирая конфликт :

- вникать в суть конфликта, а не в ситуацию вокруг него;

- опираться не на интересы сторон, а на справедливость;

- относиться к существу проблемы жестко, а к интересам сторон -- мягко!

Положительное влияние на разрешение конфликта оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса.

Недостаточно внимательное отношение к разногласиям ведет к тому, что дети перестают доверять друг другу, привыкают приписывать ответственность за непонимание личным качествам. Это ведет к взаимной враждебности и закреплению стереотипов конфликтного поведения. Например: «Я против тебя», когда объектом спора является не поведение, а личность оппонента, что оказывает разрушающее воздействие на общение в коллективе.

Психологический практикум «Борьба с конфликтами»

Необходимо научить ребят оценивать конфликты и свое участие в них, вымышленное или реальное. Для этого и проводится подобный практикум.

I этап. Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Классный руководитель предлагает учащимся ответить на вопросы теста. Учащимся раздаются листы ответов, в которых они должны проставить балл для каждого варианта.

Учащимся нужно представить себя в конфликтной ситуации, а также свое обычное поведение в ней. Если учащемуся свойственно то или иное поведение, нужно поставить соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

Возможные ответы:

- мне такое поведение свойственно - 3 балла;

- мне такое поведение свойственно в малой степени - 2 балла;

- мне такое поведение несвойственно - 1 балл.

Утверждения теста

1. Угрожаю или дерусь.

2. Стараюсь принять точку зрения оппонента, считаюсь с ней, как со своей.

3. Ищу компромиссы.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю, во что бы то ни стало, добиться своих целей.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.

8. Иду на компромисс.

9. Сдаюсь.

10. Меняю тему.

11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14. Предлагаю мир.

15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Лист ответов

«А»

«Б»

«В»

«Г»

«Д»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

II этап. Обработка результатов теста

Нужно подсчитать количество баллов по столбикам. Наибольший результат укажет тип поведения учащегося в конфликтной ситуации :

«А» - «жесткий» тип разрешения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда считает себя правым.

«Б» - «демократический» стиль поведения. Вы всегда стремитесь договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищете решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

«В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо - «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

III этап. Обсуждение

Предлагается обсудить следующие вопросы:

- В чем сходство и различие понятий «спор» и «конфликт»?

- Что, на ваш взгляд, является конфликтной ситуацией?

- Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?

- Что чаще всего является для вас причиной конфликта?

- Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувства, достоинства всех людей, участвующих в конфликте?

- Что мешает людям (вам лично) разрешать конфликты именно так?

IV этап. Тест «Уровень конфликтности личности»

Для выявления некоторых причин возникновения конфликтов между людьми предлагается ответить на вопросы еще одного теста. Ведущий раздает учащимся листы ответов и инструкцию.

Инструкция

При ответе на вопрос выберите один вариант ответа под конкретной буквой, обведите ее кружком в листе ответов.

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А

1

3

1

3

3

2

3

3

2

3

2

3

2

1

Б

2

2

3

2

2

3

2

2

1

1

1

2

1

2

В

3

1

2

1

1

1

1

1

3

2

3

1

3

3

Вопросы

1. Характерно ли для вас стремление к тому, чтобы подчинить своей воле других?

а) Нет.

б) Когда как.

в) Да.

2. Есть ли в вашем классе ребята, которые вас побаиваются, а возможно, и ненавидят?

а) Да.

б) Ответить затрудняюсь.

в) Нет.

3. Кто вы в большей степени?

а) Пацифист.

б) Принципиальный.

в) Предприимчивый.

4. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

а) Часто.

б) Периодически.

в) Редко.

5. Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы стали лидером в каком-либо деле?

а) Разработал бы программу развития на год и убедил бы всех в ее выполнимости.

б) Изучил бы, кто есть кто, и установил контакт с лидерами.

в) Чаще советовался бы с людьми.

6. В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно?

а) Пессимизм.

б) Плохое настроение.

в) Обида на самого себя.

7. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?

а) Да.

б) Скорее всего, да.

в) Нет.

8. Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

а) Да.

б) Скорее всего, да.

в) Нет.

9. Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе?

а) Раздражительность.

б) Обидчивость.

в) Нетерпимость критики со стороны других.

10. Кто вы в большей степени?

а) Независимый.

б) Лидер.

в) Генератор идей.

11. Каким человеком считают вас ваши друзья?

а) Экстравагантным.

б) Оптимистом.

в) Настойчивым.

12. С чем вам чаще всего приходится бороться?

а) С несправедливостью.

б) С бюрократизмом.

в) С эгоизмом.

13. Что для вас наиболее характерно?

а) Недооцениваю свои способности.

б) Оцениваю свои способности объективно.

в) Переоцениваю свои способности.

14. Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми?

а) Излишняя инициатива.

б) Излишняя критичность.

в) Излишняя прямолинейность.

V этап. Подведение результатов

Подсчитав общую сумму баллов, учащиеся могут определить свой уровень конфликтности :

14-17 баллов - очень низкий,

18-20 баллов - низкий,

21-23 балла - ниже среднего,

24-26 баллов - ближе к среднему,

27-29 баллов - средний,

30-32 балла - ближе к среднему,

33-35 баллов - выше среднего,

36-38 баллов - высокий,

39-42 балла - очень высокий.

VI этап. Обучение разрешению конфликтов

Обсудив с детьми результаты теста, классный руководитель предлагает ребятам научиться разрешать конфликты.

Разрешение конфликта - это процесс нахождения взаимоприемлемого разрешения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе - улучшение их отношений.

Сначала классный руководитель вместе с ребятами формулирует правила разрешения конфликта, записывая их на доске.

Следующий шаг: анализ конкретных конфликтных ситуаций (групповая работа). Разбив ребят на группы, классный руководитель предлагает им в течение 5-10 минут обсудить ситуации в соответствии с усвоенными правилами и дать свой вариант возможного пути разрешения конфликта, причем важно найти решение, приемлемое для обеих конфликтующих сторон, иначе эта конфликтная ситуация сохранится и вскоре разразится новый конфликт.

Публикации по теме:

Пособие для обучения детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов «Коврик мира» За моими плечами большой педагогический опыт работы с детьми дошкольного возраста. Почти 40 лет я работаю воспитателем в детском саду. Жизнь.

Классный час «Разрешение конфликтов в классе» Цель: формировать бесконфликтные отношения в классе через воспитание уважительного отношения друг к другу; научить оценивать конфликты и.

Консультация для педагогов «Непрерывная образовательная деятельность — одно из средств в решении детских конфликтов»Консультация для педагогов «Непрерывная образовательная деятельность — одно из средств в решении детских конфликтов» Доброго времени суток, уважаемые посетители моей странички. Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность с детьми второй младшей.

Консультация для родителей «Причины детско-родительских конфликтов» .

Консультация для родителей «Способы решения детских конфликтов» Ребенок – дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей,.

Консультация для воспитателей «Мирилки» и считалки как форма игровых способов решения детских конфликтов»Консультация для воспитателей «Мирилки» и считалки как форма игровых способов решения детских конфликтов» Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании ребенка. Это возраст первоначального становления его личности. Большое значение.

Родительское собрание «Толерантность в развитии конфликтов» в подготовительной группе Время проведения: на усмотрение воспитателя. Форма проведения: игра – тренинг. Продолжительность: 1 – 1,5 часа. Цель: ознакомить родителей.

Урок «Способы разрешения конфликтов» в рамках курса по выбору «Учимся общаться» в 9 классе Урок по теме «Конфликты. Игры, способствующие разрушению стереотипности поведения» находится в логической последовательности уроков по изучению.

Выпускной в 4 классе Выпускной в 4 классе 2017 Учитель:Талалай О. Н. Первый в жизни выпускной. Ведущий. Добрый день, дорогие родители и гости нашего праздника.

Выпускной вечер в 4 классе Выпускной вечер в 4 классе учитель: Светло и нарядно сейчас в нашем зале, На стульях нарядные гости сидят. Сегодня мы праздник весёлый встречаем,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Разрешение конфликтов в классе»
Опубликовано: 27 ноября 2023 в 21:21
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Разрешение конфликтов в классе»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Саржан в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД