Алесея Велибекова
Консультация «Расширение и активизация словаря детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»
▼ Скачать +Заказ
Консультация
«Расширение и активизация словаря детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»
Одной из важных проблем в условиях перехода на новые образовательные стандарты является речевое развитие детей дошкольного возраста. Нарушения речи многообразны. они могут проявляться в нарушении произношения. грамматического строя речи, бедности словарного запаса, в неумении сформулировать собственное высказывание.
Публикация «Консультация „Расширение и активизация словаря детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений“» размещена в разделах
У детей с нарушениями речи преобладает, в основном, предметно-бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по грушам. В их словарном запасе мало глаголов, обозначающих состояние и переживания людей; существительных, характеризующих нравственный облик человека; наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий, поступков. Всё это ограничивает речевое общение детей.
Дидактические игры - одно из основных средств развития речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря. Предлагаем вам использовать следующие речевые игры и упражнения :
1. «Кто больше?» Подберёт слов на заданную тему, например «Мебель».
2. «Отгадки-загадки». Узнай предмет по описанию- (Зелёная, белоствольная, кудрявая. Что это? Берёза.) Лохматый, косолапый. Голодный, серый, злой. Яркое, тёплое. Серый, маленький, колючий.
3. «Слова-неприятели». Упражнять в подборе антонимов. День - ночь. Утро. Добро. Большой. Смеяться.
4. «Слова-приятели». Упражнять в подборе синонимов. Здание - дом. Приятель - друг. Маленький- крошечный. Смелый - Морозный.
5. «На что похоже?» Подобрать похожие слова (сравнения). Белый снег похож на. Густой туман похож на.
6. «Новые слова». У лисы длинный хвост какая лиса? -Длиннохвостая. У зайца длинные ноги-какой заяц? -Длинноногий.
7. «Закончи предложение». Мише стало грустно (отчего). Миша обрадовался (когда). 8. «Кто больше запомнит, что из чего сделано?» Дети называют металлические, бумажные, пластмассовые предметы.
9. «Один- много». Дом-дома. Стол.
10. «Большой- маленький». Стул-стульчик. Кот-котик.
11. «Бюро находок». Заглянем в «Бюро находок» и посмотрим, чьи предметы там находятся? Перо воробья- Чьё перо попало в бюро?-Воробьиное перо. Перо журавля. Уши зайца (чьи уши) -. Хвост волка (чей хвост).
12. «Кто что делает?»(для активизации глаголов) врач-лечит,повар-варит,печет,жарит.
13. «Назови два предмета, один из которых выше (ниже,короче.)другого. Все предложенные дидактические игры способствуют формированию словаря, а также развитию речевых навыков.