Надежда Салмова
Консультация «Психолого — педагогические основы приобщения дошкольников к музыкальной культуре региона».
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Лямбирский детский сад №3комбинированного вида» (Республика Мордовия, село Лямбирь)
Консультация
Психолого - педагогические основы приобщения дошкольников к музыкальной культуре региона
Процесс приобщения ребенка к культуре своей среды происходит через присвоение опыта предшествующего поколения в активной созидательной деятельности. Данное положение доказывали представители теории культурно - исторического наследия: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Д. Лурия.
Публикация «Консультация „Психолого — педагогические основы приобщения дошкольников к музыкальной культуре региона“,» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Главная закономерность развития человека, как определяли сторонники этой теории,- в осознании ребенком структуры его внешней, совместной с взрослыми деятельности. В итоге прежняя структура психических функций меняется, психические функции становятся «культурными», приобретают осознанность и произвольность. Происходит социализация личности.
На основе этого можно утверждать: усвоение региональных культурных ценностей невозможно без их восприятия, понимания, принятия и присвоения. Безусловно, усвоение культурных ценностей, социализация личности неразрывно связаны и идут параллельно с процессом формирования мировоззрения. Л. С. Выготский утверждал, что в основе мировоззрения дошкольника лежит мироощущение, представляющую собой окрашенную чувственными отношениями внутреннюю картину мира.
По мнению Т. В. Луниной, необходимо обеспечить формирование мироощущения у ребенка с первых лет его жизни. Именно в этом возрасте начинает складываться эмоциональный опыт малыша, определяющий характер его мироощущения. Мироощущение при благоприятных обстоятельствах составляет то «базисное доверие к миру», которое является предпосылкой оптимистического мировоззрения личности как самобытной черты национального характера.
Отсюда важным условием процесса приобщения дошкольников к региональной культуре необходимо считать организацию работы по следующим ступеням развития мировоззрения: во-первых, развитие мироощущения, т. е. прочувствования, погружение в культуру своего народа и своего края, постепенное «впитывание» культурных традиций; во-вторых, развитие миропонимания, которое проходит в своем становлении через ознакомление с культурными ценностями и их принятие; в - третьих, развитие миродействия, как проживания в своей культуре.
Данная последовательность положена в основу воспитания у дошкольников интереса к региональной культуре через приобщение и музыкальным традициям народов Мордовии: мордовского, русского и татарского народов. Именно музыкальное творчество народов. как часть культуры конкретного региона, обеспечивает реализацию усвоенного детьми культурного опыта в их собственной исполнительской деятельности.
В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры : фольклор, песню, танец, сказку, пословицу и поговорки и т. д. Все эти составляющие раскрывали содержание воспитания и обучения детей, выявляли основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения, отражали мировоззрение человека через мифологию, предания и поверья; описывали историю народа в виде эпоса, летописей, устного творчества. Благодаря им обнаруживались эстетические воззрения народов, украшая повседневную жизнь, труд и отдых.
Одним из главных элементов устного творчества является песня, сопровождающая человека от его рождения до смерти - в труде, на празднике, в быту. Песня всегда имела четко выраженный воспитательный характер и могла быть использована в формировании тех или иных качеств личности ребенка, подростка, взрослого человека.
Воспитательные функции песни различны. Это - эстетическое воздействие ее музыки и слов, нравственное влияние содержания, коллективное воспитательное воздействие при исполнении, эстетика восприятия песни, оптимизм и другие настроения в зависимости от назначения песни.
Поэтому в дошкольном возрасте - в детском саду и семье- возможны самые разные использования песни: от разучивания и исполнения до анализа ее содержания, музыки и настроения.
Всякая народная песня. в том числе и детская, позволяет любому ее исполнителю вносить любые изменения, соответствующие ситуации. В этом и состоит основная особенность народной песни. Второй такой особенностью является анонимность автора. ибо каждый исполнитель вносит или может внести в нее что- нибудь свое.
Важное место в воспитании дошкольников занимают праздники, так как они объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, сказку, танцы.
В сущности вся история музыкальной культуры берет свое начало в его народном творчестве, в музыкально- певческих традициях.
Многие композиторы (А. П Бородин, Н. А. Римский- Корсаков, П. И. Чайковский) и педагоги Л. Г. Арчажникова, А. Н. Красев) говорили о важности использования народной песни при обучении детей вокалу и хоровому пению, считали ее средством для образования здорового вкуса. понимания изящного, и способности им наслаждаться. Важное место народная песня занимает и в творчестве мордовского композитора Н. В. Кошелевой, татарского композитора Яхина.
Вопросы воспитания и развития подрастающего поколения средствами мордовской народной музыки в школьной и дошкольной педагогике рассматривают Т. И. Одинокова, Л. П. Карпушина и Г. Н. Минева, татарской народной музыки Дулат- Алиев В. Р., Луиза Батыр-Булгари.
Благодаря народной песне дети воспринимают тонкость звучания родного слова. Песня входит в духовную жизнь детей, придает яркую эмоциональную окраску их мысли, пробуждает чувство любви к Родине, к красоте окружающего мира.
Таким образом, вопросы воспитания и развития подрастающего поколения средствами музыки региона в дошкольной педагогике рассматривали многие педагогии психологи, отмечая благодатную почву для формирования гражданских чувств детей.