Татьяна Будникова
Консультация «Профилактика нарушений чтения и письма»
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактическая работа по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду выстраивается по следующим направлениям:
- Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
- Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений; развитие слогового анализа и синтеза.
Публикация «Консультация „Профилактика нарушений чтения и письма“» размещена в разделах
В процессе овладения навыком чтения большое значение имеет умение анализировать слово на составляющие его слоги. В ходе развития слогового анализа и синтеза важно учитывать поэтапность формирования умственных действий. Вначале работа ведётся с опорой на вспомогательные средства, материализацию действия. В дальнейшем слоговой анализ и синтез осуществляется в плане громкой речи. На последующих этапах логопедической работы становится возможным перенос этого действия во внутренний план, осуществление его на основе слухопроизносительных представлений.
Игры на развитие фонематического слуха.
- «Кто внимательный?»
- «Узнай звук»
- «Найди ошибку»
- «Подскажи словечко».
Развитие слогового анализа и синтеза.
Задания: «Придумай слово на заданное количество слогов», «Добавь недостающий слог», «Замени слог», «Отстучать ритм с выделением ударного слога»,»Хлопни столько раз, сколько слогов в слове», «Измени слово - односложные в двусложные, трёхсложные».
- Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
- Развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а так же способности к концентрации, распределению и переключению внимания).
Упражнения для развития мышления.
Выделение существенных признаков предметов и явлений, включающих операции на умение обобщать. Игра «Четвёртый лишний». Толкование пословиц и метафор и т. д.
Упражнения для стимуляции слухового внимания.
- Игры и упражнения из программы детского сада:
- «Угадай, кто кричит?»
- «Угадай, на чем играют?»
- «Угадай, что делают?» и т. д.
Упражнения на развитие устойчивости и переключение внимания.
- Задания типа «Что перепутал художник?», «Найди отличия».
- Длительная сортировка и нанизывание бусинок.
- Лабиринты (прослеживание взглядом линии от начала до конца).
Развитие образной памяти и зрительно-моторной координации. Развитие оперативной памяти. Игра «Что изменилось?»
- Формирование связной речи.
Необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому, составлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу и концу и т. д.
- Совершенствование пространственно-временных ориентировок. По И. П. Павлову, в основе пространственных ориентировок лежат:
- ориентировки на собственном теле, дифференциация правых и левых его частей;
- ориентировки в окружающем пространстве;
- определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или их изображениями;
- определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв; можно использовать упражнения на пространственно-временные ориентировки на себе, на листе бумаги;
- развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведению серий, включающих несколько различных движений (тест «Кулак – ребро - ладонь», пробы Хеда (определение схемы собственного тела). Вербализация пространственных представлений выражается в использовании детьми в своей речи предлогов «в», «на», «под», затем «из», «около», «за», «перед», «между», «над», «из-за», и др. ; прилагательных «широкий», «узкий», «толстый», «тонкий» и т. п.
- Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином, пальчиковая гимнастика.
- Развитие тактильных ощущений посредством дермалексии. Профилактика дислексии и дисграфии (необходимо узнать, какую букву написали на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь) и т. д.
- Формирование оптико-пространственных представлений. Раскраска, штриховка внутри контура, лото, слайды для читающих детей (записать на слайд от 2 до 4слов и спроецировать на экран в течение 1-2 сек.). Дети учатся быстро прочитывать и произносить слова в нужном порядке.
- Развитие конструктивного мышления путём моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв. Работа с пазлами, пуговицами, мозаикой, кубиками Кооса, Никитина, геометрическими фигурами (призмами) Кюизенера, складывание картинок, геометрических фигур, разрезанных на несколько частей.
- Изобразительно-графические способности. Психологическая структура данного навыка зависит от трёх факторов: зрительного восприятия, произвольной графической активности, зрительно-моторной координации.
Рекомендуемые упражнения:
- срисовывание фигур (учитывать пропорции);
- дорисовывание незаконченных рисунков;
- письмо букв и слов по шаблонам;
- Развитие сукцессивных способностей (последовательность действий и планирование).
Нужно отметить, что нарушения чтения и письма обусловлены совокупностью дисфункций, которые проявляются у дошкольников в недостаточной сформированности устной речи, ручной умелости, схемы тела и чувства ритма. Дети с нарушениями письма и чтения затрудняются в анализе и воспроизведении точной пространственной и временной последовательности. Например, им трудно запомнить и воспроизвести порядок следования месяцев, дней недели, трудно запомнить и повторить серию движений, ритмический рисунок.
Существует связь между ошибками в чтении и письме, трудностями в овладении математикой, физкультурными упражнениями и недостатками временно-пространственной ориентации. У этих детей также наблюдаются трудности деления текста на предложения, предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки. Поэтому для формирования полноценных навыков письма существенно состояние таких неречевых функций, как: зрительно-пространственное различение, кожно-осязательное (тактильное) пространственное различение, костно-мышечное (кинестетическое) пространственное различение, временные представления.
С этой целью для устранения указанных дисфункций в занятия включаются задания на развитие сукцессивных способностей через упражнения на последовательность действий и планирование, рядоговорение, отстукивание ритмов различными способами, совершенствование пространственно-временных ориентировок, развитие мелкой и общей моторики.
Литература:
Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб. : МиМ, 1997. - 286 с.