Папки-передвижки

Консультация «Профилактика нарушений чтения и письма»

Татьяна Будникова
Консультация «Профилактика нарушений чтения и письма»
▼ Скачать + Заказать документы

Профилактическая работа по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду выстраивается по следующим направлениям:

- Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

- Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений; развитие слогового анализа и синтеза.

Публикация «Консультация „Профилактика нарушений чтения и письма“» размещена в разделах

В процессе овладения навыком чтения большое значение имеет умение анализировать слово на составляющие его слоги. В ходе развития слогового анализа и синтеза важно учитывать поэтапность формирования умственных действий. Вначале работа ведётся с опорой на вспомогательные средства, материализацию действия. В дальнейшем слоговой анализ и синтез осуществляется в плане громкой речи. На последующих этапах логопедической работы становится возможным перенос этого действия во внутренний план, осуществление его на основе слухопроизносительных представлений.

Игры на развитие фонематического слуха.

- «Кто внимательный?»

- «Узнай звук»

- «Найди ошибку»

- «Подскажи словечко».

Развитие слогового анализа и синтеза.

Задания: «Придумай слово на заданное количество слогов», «Добавь недостающий слог», «Замени слог», «Отстучать ритм с выделением ударного слога»,»Хлопни столько раз, сколько слогов в слове», «Измени слово - односложные в двусложные, трёхсложные».

- Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

- Развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а так же способности к концентрации, распределению и переключению внимания).

Упражнения для развития мышления.

Выделение существенных признаков предметов и явлений, включающих операции на умение обобщать. Игра «Четвёртый лишний». Толкование пословиц и метафор и т. д.

Упражнения для стимуляции слухового внимания.

- Игры и упражнения из программы детского сада:

- «Угадай, кто кричит?»

- «Угадай, на чем играют?»

- «Угадай, что делают?» и т. д.

Упражнения на развитие устойчивости и переключение внимания.

- Задания типа «Что перепутал художник?», «Найди отличия».

- Длительная сортировка и нанизывание бусинок.

- Лабиринты (прослеживание взглядом линии от начала до конца).

Развитие образной памяти и зрительно-моторной координации. Развитие оперативной памяти. Игра «Что изменилось?»

- Формирование связной речи.

Необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому, составлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу и концу и т. д.

- Совершенствование пространственно-временных ориентировок. По И. П. Павлову, в основе пространственных ориентировок лежат:

- ориентировки на собственном теле, дифференциация правых и левых его частей;

- ориентировки в окружающем пространстве;

- определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или их изображениями;

- определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв; можно использовать упражнения на пространственно-временные ориентировки на себе, на листе бумаги;

- развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведению серий, включающих несколько различных движений (тест «Кулак – ребро - ладонь», пробы Хеда (определение схемы собственного тела). Вербализация пространственных представлений выражается в использовании детьми в своей речи предлогов «в», «на», «под», затем «из», «около», «за», «перед», «между», «над», «из-за», и др. ; прилагательных «широкий», «узкий», «толстый», «тонкий» и т. п.

- Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином, пальчиковая гимнастика.

- Развитие тактильных ощущений посредством дермалексии. Профилактика дислексии и дисграфии (необходимо узнать, какую букву написали на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь) и т. д.

- Формирование оптико-пространственных представлений. Раскраска, штриховка внутри контура, лото, слайды для читающих детей (записать на слайд от 2 до 4слов и спроецировать на экран в течение 1-2 сек.). Дети учатся быстро прочитывать и произносить слова в нужном порядке.

- Развитие конструктивного мышления путём моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв. Работа с пазлами, пуговицами, мозаикой, кубиками Кооса, Никитина, геометрическими фигурами (призмами) Кюизенера, складывание картинок, геометрических фигур, разрезанных на несколько частей.

- Изобразительно-графические способности. Психологическая структура данного навыка зависит от трёх факторов: зрительного восприятия, произвольной графической активности, зрительно-моторной координации.

Рекомендуемые упражнения:

- срисовывание фигур (учитывать пропорции);

- дорисовывание незаконченных рисунков;

- письмо букв и слов по шаблонам;

- Развитие сукцессивных способностей (последовательность действий и планирование).

Нужно отметить, что нарушения чтения и письма обусловлены совокупностью дисфункций, которые проявляются у дошкольников в недостаточной сформированности устной речи, ручной умелости, схемы тела и чувства ритма. Дети с нарушениями письма и чтения затрудняются в анализе и воспроизведении точной пространственной и временной последовательности. Например, им трудно запомнить и воспроизвести порядок следования месяцев, дней недели, трудно запомнить и повторить серию движений, ритмический рисунок.

Существует связь между ошибками в чтении и письме, трудностями в овладении математикой, физкультурными упражнениями и недостатками временно-пространственной ориентации. У этих детей также наблюдаются трудности деления текста на предложения, предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки. Поэтому для формирования полноценных навыков письма существенно состояние таких неречевых функций, как: зрительно-пространственное различение, кожно-осязательное (тактильное) пространственное различение, костно-мышечное (кинестетическое) пространственное различение, временные представления.

С этой целью для устранения указанных дисфункций в занятия включаются задания на развитие сукцессивных способностей через упражнения на последовательность действий и планирование, рядоговорение, отстукивание ритмов различными способами, совершенствование пространственно-временных ориентировок, развитие мелкой и общей моторики.

Литература:

Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб. : МиМ, 1997. - 286 с.

Публикации по теме:

Фотоотчет о переписке между детскими садами «Письма, письма лично на почту ношу…»Фотоотчет о переписке между детскими садами «Письма, письма лично на почту ношу…» «Письма, письма лично на почту ношу….», - пела некогда знаменитая группа «Песняры». Вот и я спешу в почтовое отделение, чтобы отправить.

«Письма, письма лично на почту ношу». Посткроссинг на МAAM. Часть 3«Письма, письма лично на почту ношу». Посткроссинг на МAAM. Часть 3 «Словно, я роман с продолженьем пишу», вот и мы с ребятами пишем и получаем письма! Как это здорово- заглянуть в почтовый ящик и найти.

Фотоотчёт о мероприятии «Письма в прошлое — письма в 1941 год»Фотоотчёт о мероприятии «Письма в прошлое — письма в 1941 год» [b]Эти письма эпохи войны, Что хранятся в семейных архивах,- На бумаге налет желтизны И протерты до дыр на изгибах. Эти письма эпохи войны,.

Консультация для педагогов «Профилактика нарушения зрения у дошкольников» Цель: познакомить родителей с гимнастикой для глаз. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей. Очень часто мы корим себя.

Консультация для родителей «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» Проблема детского дорожно-транспортного травматизма стоит в современном обществе остро. Увеличение количества дорожно-транспортных происшествий.

Консультация для родителей «Профилактика и помощь тревожному ребенку» Все дети разные. Одни тихони, другие – забияки, третьи – задиры и шалуны. Все они нуждаются в любви, ласки, заботе. Все они достойны похвалы.

Консультация для родителей «Профилактика кишечных заболеваний и отравлений»Консультация для родителей «Профилактика кишечных заболеваний и отравлений» С наступлением лета, возрастает большая вероятность отравлений среди детей. Это могут быть острые кишечные инфекции, так и пищевые отравления.

Консультация для родителей «Профилактика коронавируса» Консультация для родителей «Профилактика коронавируса»Коронавирус – это целое семейство вирусов, которое включает более 30 видов. Виды объединены.

Консультация для родителей «Профилактика заболеваний ОРЗ и ОРВИ»Консультация для родителей «Профилактика заболеваний ОРЗ и ОРВИ» Самое большое испытание для родителей – это болезнь их ребенка. Поэтому самое важное для любой семьи сохранение и укрепление здоровья их.

Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика» Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика" Добрый день, дорогие коллеги! праздники праздниками,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Профилактика нарушений чтения и письма»
Опубликовано: 30 апреля 2020 в 14:58
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Профилактика нарушений чтения и письма»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Будникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД