виктория калабанова
Консультация «Последствия нарушений опорно-двигательного аппарата»
▼ Скачать + Заказать документы
«Последствия нарушений опорно-двигательного аппарата»
Движения, перемещения в пространстве – одна из важнейших функций живых существ, в том числе и человека. Функцию движения у человека выполняет опорно-двигательный аппарат, объединяющий кости, их соединения и скелетные мышцы. Невзирая на то, что опорно-двигательная система является, казалось бы, самой крепкой структурой нашего организма, в детском возрасте она наиболее уязвима.
Причины нарушений опорно-двигательного аппарата.
Публикация «Консультация „Последствия нарушений опорно-двигательного аппарата“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Для того чтобы избежать или максимально скорректировать нарушение опорно-двигательного аппарата необходимо понимать причины их возникновения. Например, такая распространенная патология как кривошея – это заболевание шейного костно-мышечного аппарата, проявляющееся неправильным положением головы у ребенка и ограничением ее подвижности.
Наиболее часто у детей встречается врожденная мышечная кривошея, вызванная укорочением и слабостью грудино – ключично - сосцевидной мышцы в процессе внутриутробного развития малыша.
Происходит это по ряду причин, одной из которых является неправильное положение головки ребенка в утробе матери, из-за чего на нее оказывается излишнее односторонне давление стенками матки, и в результате этого точки крепления грудино – ключично - сосцевидной мышцы сближаются, мышца укорачивается. Укорочение грудино -ключично - сосцевидной мышцы также может произойти вследствие ее травмирования во время тяжелых родов или из-за перенесенного в утробе матери мышечного воспаления, перешедшего в хроническую форму.
Поначалу кривошею трудно заметить: проявление заболевания происходит постепенно, начинаясь с утолщения мышцы с одной стороны, фиксированного наклона головы у ребенка, и, заканчивая ограничением подвижности шеи и возникновением асимметрии левой и правой половины лица.
Кстати именно врожденная кривошея является одной из причин развития у ребенка сколиоза – аномальное боковое искривление позвоночника, так как, стараясь придать голове вертикальное положение, малыш начинает приподнимать плечи и сутулиться.
Конечно же, сколиоз развивается и по ряду других причин: слабое телосложение ребенка, отсутствие регулярной физической активности, длительное времяпровождение за компьютером, неправильное положение тела, в то время как ребенок сидит. Основополагающим же фактором в возникновении деформации позвоночного столба является развивающаяся слабость мышц, окружающих позвоночник, из-за чего они не могут выполнять свою опорную функцию.
Мышечная слабость также повинна в развитии плоскостопия у ребенка как врожденного, так и приобретенного. Врожденное плоскостопие возникает как результат слабость соединительной ткани стопы, из-за чего мышцы и связки стопы не в состоянии сформировать правильный изгиб. Также плоскостопие может развиться, если мышцы стопы недостаточно стимулируются внешней средой, например, когда обувь ребенка на излишне толстой подошве.
Классификация нарушений опорно-двигательного аппарата.
Отмечают различные виды патологии опорно-двигательного аппарата. - заболевания нервной системы; - врожденная патология двигательного аппарата; - приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата. Патология опорно-двигательного аппарата отмечается у 5—7% детей. Основную массу среди них (89%) составляют дети с церебральным параличом (ДЦП). У таких детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями.
Им необходимы:
- лечебная и социальная помощь
- психолого-педагогическая и логопедическая коррекция.
Другие указанные выше категории детей, как правило, не нуждаются в условиях специального образования. Тем не менее, всем категориям детей требуется поддержка в процессе их социальной адаптации, имеющей такие направления:
- приспособление окружающей среды к ребенку (с помощью специальных технических средств передвижения, особых предметов обихода, несложных приспособлений на улице, в подъездах и т. п.);
- приспособление самого ребенка к обычным условиям социальной среды).
К заболеваниям нервной системы относятся: детский церебральный паралич (ДЦП); полиомиелит (воспаление серого вещества спинного мозга; острый полиомиелит — инфекционное заболевание с преимущественным поражением передних рогов спинного мозга, характеризующееся параличами).
Врожденная патология двигательного аппарата :
- врожденный вывих бедра;
- кривошея;
- косолапость и другие деформации стоп;
- аномалии развития позвоночника (сколиоз);
- недоразвитие и дефекты конечностей;
- аномалии развития пальцев кисти;
- артрогрипоз (врожденное уродство).
Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата :
- травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; - полиартрит (одновременное или последовательное воспаление многих суставов);
- заболевания скелета — туберкулез, опухоли костей, остеомиелит (воспаление костного мозга с поражением всех элементов кости);
- системные заболевания: - хондродистрофия — врожденное заболевание костно-хрящевой системы, характеризующееся неправильным, непропорциональным ростом частей тела и нарушением окостенения, вследствие чего у больного наблюдается карликовый рост, укороченные конечности при нормальной длине позвоночника;
- разит — заболевание, вызванное витаминной недостаточностью и характеризующееся нарушением обмена веществ и поражением функций ряда органов и систем; наблюдается главным образом у детей грудного возраста.
Сколиоз и нарушение осанки.
Сколиоз (греч. — «кривой», лат. scolisis) — трех плоскостная деформация позвоночника у человека. Искривление может быть врождённым или приобретённым. Сколиоз и нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков.
Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых. По последним данным, число детей с нарушениями осанки достигает 30 - 60 %, а сколиоз поражает в среднем 10 - 15 % детей.
О позвоночнике и его изменениях
Позвоночник (позвоночный столб) является основной частью осевого скелета человека и состоит из 33–34 позвонков, которые соединены между собой хрящами, связками и суставами. В утробе матери детский позвоночник выглядит как равномерная дуга. При появлении ребёнка на свет, его позвоночник выпрямляется и приобретает вид практически прямой линии. Именно с момента рождения начинает формироваться осанка.
При наличии навыка удерживания головы в поднятом состоянии, в шейном отделе позвоночника малыша постепенно возникает изгиб вперёд, так называемый, шейный лордоз. Если пришло время, когда ребёнок уже умеет сидеть, в грудном отделе его позвоночника также формируется изгиб, только обращённый назад (кифоз). А если ребёнок начинает ходить, в поясничном отделе со временем образуется изгиб с выпуклостью, которая обращена вперёд. Это поясничный лордоз. Именно поэтому важно следить за дальнейшим правильным формированием детской осанки.
Причины нарушения осанки.
Причины, которые могут привести к нарушениям осанки (сколиозу, многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают:
- неблагоприятные условия окружающей среды;
- социально-гигиенические факторы, в частности длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела;
- недостаточная двигательная активность детей (гиподинамия);
- нерациональное увлечение однообразными физическими упражнениями;
- неправильное физическое воспитание;
- недостаточная чувствительность рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника
- ослабленность мышц, удерживающих вертикальное положение;
- ограничение подвижности в суставах;
- акселерацией современных детей;
- нерациональная одежда;
заболевания внутренних органов; - снижение зрения, слуха;
- недостаточная освещенность рабочего места;
- несоответствующая росту ребенка мебель и др.
В 90-95 % случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у детей астенического телосложения. Развивается сколиоз преимущественно в периоды интенсивного роста скелета, т. е. в 6-7 лет, 12-15 лет. С окончанием роста позвоночника увеличение деформации, как правило, прекращается за исключением паралитического сколиоза, при котором деформация может прогрессировать в течение всей жизни.
Таким образом, систематическая работа по профилактике нарушений ОДА и оптимальный двигательный режим способствуют укреплению и оздоровлению детского организма, формированию навыков правильной осанки.