Елена Гришкова
Консультация «Подготовка к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Школа с первого класса предъявляет к учащимся довольно высокие требования, и ребенок, впервые переступивший порог школы, должен отвечать этим требованиям. Без сформированных у него определенных навыков и умений первокласснику очень трудно будет войти в ритм работы современной школы и не отстать от товарищей по классу. К обучению в первом классе ребёнка необходимо готовить. Для успешного обучения в школе большое значение имеет хорошо развитая речь, которая служит залогом успешного освоения грамоты и чтения : ведь письменная речь формируется на основе устной. Для обучения чтению и письму необходимо, чтобы у ребенка было достаточно развито внимание, память, мышление, фонематическое восприятие. Он должен владеть навыками звукового анализа и синтеза и развитой мелкой моторикой рук.
Публикация «Консультация „Подготовка к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
У дошкольников с ОНР снижена память, неустойчивое внимание, имеется отставание в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления, трудности в овладении анализом и синтезом, имеет место недоразвитие мелкой моторики пальцев рук. В связи с этим дети с ОНР испытывают большие трудности в овладении грамотой. Они находятся в группе риска по дисграфии и дислексии. Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к обучению грамоте (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, Г. А. Каше, Т. А. Ткаченко, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко).
Как можно увидеть в ходе практической деятельности, знание ребенком букв еще не позволяет ему научиться читать. Один ребенок называет все буквы, но не может прочитать слово, другой ребенок читает слово, но не может сказать, что он прочитал.
Русское письмо – звуко- буквенное. Только поняв звуковой состав слова можно его прочитать.
Основываясь на программе Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», можно выделить следующие цели и задачи по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности, предупреждение ошибок в чтении и письме.
Задачи:
• Развитие фонематического восприятия,
• Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза,
• Совершенствование графо-моторных навыков,
• Развитие элементарных навыков письма и чтения (печатания букв, слогов, слов и коротких предложений).
Ведущую роль играет формирование способности анализировать звуковой состав слов, поскольку процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.
Обучение может осуществляться только в деятельности, только в упражнениях, которые должны быть систематическими. Для прочности вырабатываемого навыка требуется время, терпение, постепенность и последовательность. Мы должны заинтересовать детей и донести до них информацию в той форме, в которой они способны ее воспринять. Именно поэтому использование словесных игр, наглядного материала в процессе обучения грамоте детей дошкольного возраста является одним из основных требований в работе со старшими дошкольниками.
При знакомстве с гласными звуками можно использовать сказку «Теремок». С помощью героев сказки дети учатся слушать и произносить гласные звуки речи : А, У, О, Э, Ы, И. Показ сказки происходит в настольном театре. Каждый герой поет свою песенку. Мышка – И, лягушка – А, зайчик – О, лисичка – Э, волк – У, а медведь рычит – Ы. Пока герои сидят в теремочке и молчат, мы ничего не слышим. А когда они вышли погулять, раскрыли ротики, поработали язычком и губами, мы можем слышать звуки. Значит звуки – это то, что мы слышим и произносим. Звуки, которые произносятся голосом и воздух выходит свободно, не встречая преград на своем пути, называются гласными. Знакомство с согласными проходит при активном участии детей.
Гласные звуки пели свою веселую песенку и согласным тоже захотелось спеть.
- П, п, п – запыхтел звук П Пыхтел, пыхтел, а песенку спеть не смог. Огорчился он очень.
- Т, т, т – затукал звук Т. «Не могу я петь песенку, меня никто не слышит».
- К, к, к – закапал звук К. Заплакал он, загоревал, что песенку тоже спеть не смог
- Не огорчайтесь, непевучие звуки, - сказал голосистый звук А. Мы, гласные звуки можем вам помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?
- Согласны! – закричали непевучие звуки.
- Теперь мы вас будем называть «согласные звуки».
С тех пор дружат согласные и гласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку.
При знакомстве со звуками на занятии можно использовать сюрпризный момент – приход в гости сказочного персонажа. Перед этим, чтобы дети отгадали, кто пришел, стоит загадать загадку. Н – р:
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
А однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит
Это доктор (Айболит).
Во время динамической паузы следует использовать физкультминутку на тот звук, который изучается на занятии.
Шаг на месте раз, два, три
Плечи шире разверни.
Мы присядем, скажем У,
Дружно встанем, скажем А.
Нам пора и за дела.
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т. е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.
В ходе звукового анализа слова мы учим детей определять позицию звука в слове, даем характеристику звукам «глухой», «звонкий», «твердый», «мягкий». Чтобы разнообразить обучающий процесс и повысить внимание детей, можно предложить следующие игры.
Звуковая птичка.
Цель: определить позицию звука в слове.
Ход игры. Рисуется птичка, разделенная на три части. Голова – начало слова, туловище – середина, хвост конец. В зависимости от позиции звука дети поднимают голову, туловище или хвост птички.
«Найти носы» - выделить первый звук в слове.
«Вернуть хвосты» - выделить последний звук в слове.
Звукоедик.
Цель: учить детей находить первый или последний звук в слове.
Ход игры: Звукоедик питается первыми и последними звуками в словах. Чтобы спасти слово, детям нужно договорить первый или последний звук в словах.
Можно также находить слоги в словах.
Разноцветные мячики.
Цель: развитие умения различать гласные и согласные звуки.
Ход игры. 1 вариант – два мяча. Логопед бросает мяч кому-нибудь из детей. Поймавший называет гласную, если мяч красного цвета, согласную, если мяч синего цвета и бросает мяч обратно.
2 вариант – два мяча. Логопед, бросая мяч, произносит слово. Поймавший мяч ребенок называет количество в этом слове: гласных, если мяч красного цвета и согласных, если мяч синего цвета.
Листики дрожат – листики не дрожат.
Цель: учить различать звонкие и глухие согласные.
Ход игры. Дети ставят локти на стол. При произнесении звонких согласных звуков, а также слогов и слов, содержащих звонкие согласные, пальцы рук напрягаются и шевелятся – «листочки дрожат».
При произнесении глухих согласных звуков кисти висят «расслабленно» - «листочки не дрожат».
Немаловажную роль использование наглядного материала имеет при работе над слоговым анализом слов. При членении слов на слоги можно использовать приемы, направленные на совместную деятельность слухового, зрительного и кинестетического анализаторов.
Волшебная скакалка.
Цель: закрепить знание о слоговом составе слова.
Ход игры. Дети строятся в две шеренги, в руках у них скакалки. Логопед произносит слово, а двое детей, стоящих впереди шеренги, должны быстро сказать, сколько частей в названном слове, и проскакать вперед столько раз, сколько слогов в слове. Если кто-то из детей неправильно проскакал, он должен встать в конец своей шеренги. Тот, кто все выполнил точно, переходит в другой конец площадки.
Слова можно еще и прошагать.
Дом, замок, избушка.
Цель: учить находить слова односложные, двусложные и трехсложные.
Ход игры. Выставляются картинки с изображением дома, замка, избушки. Дети выясняют, что в слове ДОМ один слог, в слове ЗАМОК – два слога, в слове ИЗБУШКА – три слога. Дети находят односложные слова и ставят их под домом, двусложные – под замком, а трехсложные – под избушкой.
Большое значение при подготовке детей к школе имеет развитие графо-моторных навыков. Письмо – это сложный процесс, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не следует допускать скуки и переутомления.
Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость?
- Разминать пальцами пластилин, глину.
- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
- Завязывать узлы на толстой веревке, шнуре.
- Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
- Игры с песком.
- Симметричное вырезание, аппликация.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, творчество. Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.
Для развития графического навыка следует использовать: рисование прямых и волнистых линий; рисование по точкам, по контурам, по клеточкам; выполнение штриховок; использование различных трафаретов, обведение контуров рисунка через прозрачную бумагу. Выполняя различные виды заданий, ребенок приобретает опыт графических движений.
При знакомстве ребенка с буквами нередко можно наблюдать, что многие дети не могут запомнить начертание буквы, путают их на письме. Связь, возникающая в сознании ребенка между звуком и буквой недостаточно четкая. Вследствие этого задерживается узнавание и написание букв, снижается темп чтения. При знакомстве с графическим обозначением изучаемого звука необходимо связать его фонетический образ со зрительным. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать, что главное отличие звука от буквы - это то, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем и читаем. Для того, чтобы дети лучше запоминали буквы, можно использовать следующие приемы: выделение элементов букв, сравнение буквы с предметами окружающего мира («На что похожа буква?», написание буквы на песке, конструирование из палочек, веревочек, пластилина, плодов, мозаики, написание в воздухе.
Подготовку к обучению грамоте следует начинать уже на первом году обучения, в старшей группе. Важным условием успешности работы является проведение занятий в системе, используя принцип от простого к сложному. Чтобы знания детей переросли в умения и навыки нужно использовать многократное повторение. А чтобы ребенок не уставал, его внимание сохранялось на протяжении всего занятия, надо чередовать словесные методы с наглядными. Если выполнение заданий было связано с большим напряжением и в основном использовались словесные методы, то игры планируются с наглядным материалом. И наоборот, если в основной части занятия было много наглядности, то специальные игры и упражнения должны быть словесными. Разнообразие в преподнесении учебного материала и использование занимательного наглядного материала способствует поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.