Самбыр-оол Татьяна
Консультация «Музейная педагогика»
▼ Скачать
Кругозор детей в современном детском саду значительно шире, чем был у их сверстников 15-20 лет назад. Поддержание познавательного интереса в дошкольном возрасте требует использования разных форм и приемов работы, в том числе характерных для музейной педагогики.
В 2005 году в Москве решением Центрального окружного управления образования было открыто несколько экспериментальных площадок для изучения эффективности внедрения элементов музейной педагогики в ДОУ. Это решение обусловлено тем, что на территории округа сосредоточено большое количество музеев и выставочных залов.
Публикация «Консультация „Музейная педагогика“» размещена в разделах
Работа проводилась по четырем направлениям:
2. "Путешествие в глубь веков" - реализация в старшей группе. Задача: дать начальное представление о времени в истории. В рамках этого направления предлагаются экскурсии в художественные музеи (знакомство с культурой Древнего мира, Средневековья) и в естественнонаучные (например, палеонтологический)
3. "Красная рыбка" - это направление работы ориентировано прежде всего на развитие художественного восприятия детей. Может осуществляться на материале экспозиции любого художественного музея (а также выставки, либо с использованием альбомов репродукций или слайдов.
4. "Музей в детском саду" - включает в себя создание мини-музея в ДОУ, а также приглашение в группу родителей с рассказами о домашних коллекциях.
Работа экспериментальных площадок организована следующим образом:
1. в средней группе первый этап работы посвящен "путешествиям" детей по странам и континентам. Непосредственно в группе создаются временные экспозиции. В работе с родителями используется форма тематической вечеринки.
2. в старшей группе один раз в месяц по субботам проводятся экскурсии по залам музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина ("Путешествия в глубь веков"). Дети приезжают в сопровождении родителей.
В течении недели экскурсовод в качестве педагога дополнительного образования проводит необходимую предварительную и закрепляющую работу.
Ведутся занятия по познавательному развитию и изобразительной деятельности путем организации экскурсий по близлежащему к детскому саду улицам ("Наша улица - музей, дети знакомятся с художниками иллюстраторами ("Музей в книге", в ДОУ создается мини-музей народной игрушки, проводятся с детьми экскурсии ("Наш любимый выставочный зал")
Назначение музея - патриотическое воспитание дошкольников, суть которого состоит в том, чтобы возрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному долгу и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей - тех, кого зовут соотечественниками. Патриотическое воспитание - это еще и воспитание у дошкольников чувства уважения и заботы к защитникам Отечества.
В старшей и подготовительной группах проводится ознакомление с историей и значением государственных символов Российской Федерации и Республики Тыва. На занятиях, в ходе бесед, во время встреч с ветеранами войны раскрывается идейно-нравственное содержание символов и ритуалов государства.
Патриотическое воспитание дошкольников заключается в изучении произведений художественной литературы: А. Барто "Флажок", "Наши солдаты", "Самолет", З. Александров "Дозор", А. Митяев "Почему армия всем родная", С. Баруздин "Шел по улице солдат", стихи победе и др.
В изодеятельности и конструировании "Ракета", "Народ", "Самолеты", "Поздравительная открытка", "Салют", "Военные корабли", "Звезда", "Солдат на посту", "Корабли на рейде", "Вечный огонь".
В музыке М. Старокадомский "Марш победы", Г. Свиридов "Военный марш".
В проведении военных игр: "Полоса препятствий", "Мы моряки", "Пограничники", "Космонавты", "Зарница"
Досуг и развлечения: инсценирование военных песен, военно-спортивные развлечения, командные эстафеты, слушание песен военных лет.
Викторины: о военных профессиях и родах войск, о героях Великой Отечественной войны, о военных праздниках.
Беседы: О героях Советского Союза; о городах героях; "что такое героизм", "Как армия охраняет нашу страну в мирное время"
Встречи: с участниками воин - Великой Отечественной, Афганской, Чеченской изготовление для них подарков, благодарственных писем, праздничные концерты, чаепитие.
К музейной педагогике относятся и краеведческая работа.
Краеведческая работа - это поисковая работа с целью сбора экспонатов военного времени: оружие, снаряжение форма, петличка, знаки различия, медальоны, документы, письма, награды и др.
Экскурсии по памятным местам города, к историческим памятникам, знакомство с главными объектами города.
Конкурсы, выставки: "Как мы в садике живем", "Люблю тебя мой Кызыл" (Выставка семейных рисунков и фотографий, "Моя семья (работы по аппликации и лепке).