Татьяна Хадыка
Консультация по ОБЖ для родителей «Ребенок и незнакомые люди»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети - это самое дорогое, что есть у родителей.
В современном мире очень много опасностей, которые подстерегают наших детей. И мы, взрослые, просто обязаны научить ребенка, как не попадать в опасные ситуации и как правильно и безболезненно из них выходить.
Одной из часто встречающихся опасностей является встреча с незнакомцем. Как помочь ребенку, как научить его быстро реагировать на напор взрослого, как объяснить ребенку, что нужно делать, если с вопросом обращается незнакомый человек.
Публикация «Консультация по ОБЖ для родителей „Ребенок и незнакомые люди“» размещена в разделах
- Безопасность в быту, ребенок один дома. Консультации
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Незнакомые люди. Осторожно, незнакомец!
- Темочки
Даже взрослый не всегда может быстро оценить ситуацию, прервать вопрос собеседника, принять нужное решение. Что уж тогда говорить о детях. И тем не менее, родители должны постоянно проигрывать с ребенком возможные ситуации встречи с незнакомым человеком.
Зачастую, незнакомцы, которые задумали что- то плохое по отношению к ребенку очень хорошие психологи, умеют расположить маленького человека к себе. Они коммуникабельны, прекрасно выглядят, и вообще не вызывают у детей чувства опасения. И родители должны, прежде всего, обозначить, кто такой незнакомец.
НЕЗНАКОМЕЦ - это человек, которому мама или папа не представили ребенка официально.
Соседи, родители одноклассников, продавцы близлежащих магазинов, которых знает ребенок, с которыми здоровается и часто видится, тоже считаются незнакомцами. Если мама, гуляя с ребенком, встретила свою подругу – Олю, поговорила с ней, то она ни в коей мере не является знакомым человеком для ребенка. А вот если тетя Оля пришла к ним в гости и мама официально представила сына тете Оле, а тетю Олю своему малышу, то это можно считать знакомством. Чтобы человек перешел в категорию знакомых, с ним должны быть знакомы и родители ребенка, и сам ребенок. Крайне важно, чтобы это знакомство происходило в присутствии «всех заинтересованных сторон».
Но даже в этой ситуации ребенок, встретив тетю Олю на улице, может довериться и пойти с ней, если мама его об этом предупредила.
Одним из важных моментов является КОДОВОЕ СЛОВО, которое родители и ребенок придумали для того, чтобы избежать опасности уйти с незнакомым человеком. Если на улице к ребенку подошел человек и сказал, что его направила мама, нужно попросить назвать кодовое слово. Но если незнакомец затрудняется, следует немедленно уходить. Забыл ли тот слово, мама не сказала ему это не важно! Уходить надо всегда!
Существует схема общения с незнакомыми людьми. И ее нужно прорабатывать вместе с ребенком постоянно. Нужно проигрывать разные ситуации, обсуждать, с какими просьбами могут подойти к ребенку чужаки и т. д.
Очень часто незнакомцы просят помочь. В трубе застрял котенок, в подвале скулит собака и только маленькая рука может пролезть в щель, не знают, как проехать на улицу Мира и т. д. Кроме того, детям могут предложить сладости, интересную игру на компьютере, участие в фотосъемке для журнала и т. п. Вариантов может быть много. Но ребенка надо учить трезво оценивать ситуацию.
ИТАК, АЛГОРИТМ ОБЩЕНИЯ С НЕЗНАКОМЦЕМ ВЫГЛЯДИТ ТАК :
1. ОЦЕНИВАНИЕ СИТУАЦИИ. Ребенок должен сказать себе, что перед ним – незнакомый человек. Неважно, кто это – девочка, мальчик, дедушка, молодая женщина – если незнакомец, то ведем себя со всеми ними практически одинаково.
2. ДЕРЖИМ ДИСТАНЦИЮ. Ребенок должен отмерить дома на полу расстояние 2 метра и запомнить его. Ребенок может вести беседу с незнакомцем только на безопасной дистанции. Если человек приближается – надо уходить или убегать в безопасном направлении.
3. СРАЗУ ПРЕСЕЧЬ РАЗГОВОР. Умело пресекаем разговор на 5-й секунде. Среди злоумышленников попадаются прекрасные психологи, которые могут «заболтать» и взрослого, не говоря уж о ребенке. Поэтому беседа может длиться 5-10 секунд, после чего необходимо принимать решение.
4 УХОДИМ В БЕЗОПАСНОЕ МЕСТО. Это значит, нужно сразу и быстро подойти к находящимся во дворе знакомым людям, либо уйти домой.
Напомним, что после выхода из ситуации ребенок должен рассказать родителям о беседе с незнакомцем, стараясь, хотя бы примерно, описать приметы незваного собеседника.
Эти четыре пункта: оценка, дистанция, прерывание разговора, уход в безопасное место – должны быть отработаны в разных вариациях на практике.
Итак, мы рассмотрели алгоритм общения с незнакомцами.
Но часто возникает еще одна дилемма: нужно или нет помогать людям?
Ведь бывает и так, что к ребенку может обратиться потерявшийся в толпе малыш и попросить помощи. Или старенькая бабушка попросит помочь перевести ее через дорогу. Или же в парке дедушка, потерявший в траве линзу, попросит помочь найти ее. Как быть в подобной ситуации?
«Должен ли ребенок помогать незнакомым людям?». Ребенок НЕ ДОЛЖЕН помогать незнакомцам, НО МОЖЕТ это сделать, максимально соблюдая осторожность и предварительно обеспечив СОБСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ.
Например, если спрашивают дорогу до магазина, можно, отойдя от незнакомца на 4-5 метров, махнуть рукой в нужном направлении или посоветовать тому, спросить помощи еще у кого-нибудь
Ведь взрослый должен искать помощи у взрослого. Его обращение за помощью к ребенку должно выглядеть непонятным и подозрительным.
Или еще одна часто встречающая ситуация. Кто-то стучится в дверь и просит ребенка открыть ее и дать позвонить к врачу, поскольку рядом умирает человек или просят лекарство. Здесь можно попросить человека выйти из подъезда, а таблетки бросить на улицу через форточку или
же посоветовать незнакомцу постучать и в другие квартиры, поскольку там могут быть взрослые, которые могут оказать дополнительную помощь.
Как быть если ребенку самому требуется помощь, и он вынужден обратиться за ней к незнакомцу?
По каким же критериям подготовленный ребенок может оценить незнакомца и признать его безопасным для себя?
1. ЛЮДИ В ФОРМЕ.
При вынужденном обращении к незнакомцу ребенок может поискать «нужного» человека. Это могут быть люди в форме : полицейский, военнослужащий, охранник, пожарный и т. д. Риск попасть на опасного человека, хотя и присутствует, но он очень невелик. Обязательным условием тут является хорошая подготовка ребенка. Малыш должен хорошо знать и узнавать форму пожарного, полицейского или военного. Рыбак в камуфляже или «полицейский» в кителе, но в черных, не соответствующих форме брюках, должны насторожить ребенка. И даже в этом случае нужно соблюдать дистанцию и никуда не уходить с незнакомцем.
2. РАБОТНИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
Попросить помощи ребенок может у работника магазина или почты, поликлиники или аптеки, или любого другого государственного учреждения.
Общий принцип – искать человека, находящегося на своем рабочем месте, и обращаться за помощью к нему.
Выводы.
1. Ребенок не обязан и не должен помогать незнакомым людям, кто бы они ни были.
2. В первую очередь ребенок должен обеспечить собственную безопасность.
3. Оказавшись в полной безопасности (отойдя от незнакомца на несколько метров и убедившись в отсутствии преследования, ребенок может помочь незнакомцу, сказав о направлении необходимого движения либо посоветовав обратиться за помощью к взрослым.
4. Если ребенок чувствует опасность, он может без объяснения причин быстро уйти от просящего помощи незнакомца.
5. Самый лучший для ребенка способ оказать помощь другим людям – рассказать о ситуации родителям, учителям, воспитателям или другим знакомым взрослым.
Спасибо за внимание!