Елена Луцик
Планирование работы по гражданско-правовому и патриотическому воспитанию, вне специально организованных занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Показать значение работы по патриотическому воспитанию детей вне специально организованных занятий.
«Воспитателю необходимо : способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма – любви к семье, детскому саду, родной природе, соотечественникам: осознанию себя как гражданина своей страны, уважительно и с гордостью относящегося к её символике - флагу, гимну, гербу»
Публикация «Планирование работы по гражданско-правовому и патриотическому воспитанию, вне специально организованных занятий» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Планы
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, независимо от его профиля, является патриотическое воспитание детей.
Сегодня возникла необходимость взглянуть на патриотическое воспитание с современных позиций, реализовать на практике условия для всестороннего развития патриотического потенциала дошкольника.
Важность патриотического воспитания детей
(начинаться должно с любви к родине)
С чего начинается Родина?
В первую очередь, любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине (к своей малой Родине, места, где родился) с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, с любовью к своему народу, дому, улице, на которой он живет, детскому саду, посёлка в котором он живёт.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Без любви к малой Родине невозможна любовь и уважение в стране в целом. А между тем, не уважая страну, человек не будет уважать и окружающее его общество, близких людей.
Любовь и уважение к родине – одна из черт характера, которая должна прививаться ребенку наравне с трудолюбием, терпимостью, принципиальностью и чувством собственного достоинства.
Начинать патриотическое воспитание детей нужно в дошкольном возрасте
Ведь именно в этот период происходит основное формирование личности ребенка. Складывается духовная и нравственная основа, способ мышления, процесс осознания окружающего мира и себя в нем.
Именно этот возрастной этап, когда уровень восприятия особенно высок, а образы сильны и ярки, является наиболее благоприятным для патриотического воспитания детей.
Для ребенка дошкольного возраста патриотизм проявляется в таких моментах как потребность участвовать в делах на благо окружающих людей (к примеру, помогать охранять окружающую среду, появлении таких качеств, как сочувствие, сострадание, находчивость, любознательность, привязанности к окружающим.
Все это в сочетании с формированием у ребенка желания совершать добрые дела и героические поступки является целью патриотического воспитания малышей дошкольного возраста.
Знакомство детей – дошкольников с флагом, гербом, гимном. А в полной мере понять, осмыслить, запомнить историю происхождения и функции Государственных символов - дело непростое даже для взрослых.
Чтобы суметь донести до ребёнка значение и содержание символики. педагог сам должен владеть необходимым минимумом информации, подобрать интересные методические приёмы, знать содержание государственных законов, касающихся символики.
Государственные символы.
Например: Задание на развитие мелкой моторики пальцев рук.
1. Раскрась флаг.
2. Выложи из спичек (флаг)
3. Выполни штриховку в заданном направлении.
4. Зачеркни те предметы, изображения которых не входит в герб.
В процессе гражданско-правового и патриотического воспитания детей существуют следующие этапы:
•формирование чувства сопричастности к семье, детскому саду, школе, городу;
•формирование чувства сопричастности к культурному наследию и природе своей малой родины;
•формирование любви и уважения к своей нации, культурному наследию и природе своей малой родины;
•формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и уважения к представителям других национальностей;
•приобщение детей к национальным праздникам и традициям;
•знакомство с родословной и традициями своей семьи;
•знакомство с посёлком, его историей и достопримечательностями;
•организация мероприятий, в которых ребенок проявляет сочувствие и заботу о человеке и природе.
Данные задачи должны решаться во всех видах детской деятельности: на занятиях и вне специально организованных занятий (в играх, в труде, в быту).
гражданско-правовое и патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс.
В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.
Педагоги должны учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка.
В своей работе педагог должен использовать наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др., наблюдения (Однако если педагог сведёт работу по гражданско – правовому и патриотическому воспитанию детей только к организации наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представлений детей, должно быть умелое сочетание наблюдение с чтением художественной литературы, слушанием музыки, рассматриванием картин, просмотром фильмов)
Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни.
Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, опираться нужно на следующие документы:
•Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан».
•Закон «Об образовании».
Чтобы дети знали свою историю, почитали праздники, знали обычаи и традиции своих предков, очень важно устраивать встречи с пожилыми людьми. Посещать музей - это обучающая и развивающая среда, которая дает неплохие результаты в патриотическом воспитании дошкольника – будущего гражданина.
Особые яркие впечатления остаются у детей дошкольного возраста при посещении творческой галереи, где оформлена выставка на темы «Край мой родной», «Мой – Казахстан», в которых дети сами принимали участие. Прекрасные возможности в воспитании патриотизма предоставляет знакомство с народным творчеством, с историей казахского народа, традициями, культурой, обычаями, бытом, прикладным искусством и фольклором Казахстана.
Выставка «Казахские народные традиции и обряды»
Показать детям красоту казахского языка через устное народное творчество (песни, припевки); формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей. Способы подачи информации для детей разнообразны: беседы, занятия, участие в обрядах, прослушивание народной музыки и обучение игре на народных инструментах, играх.
Выставка «Казахские народные игры»
Для развития познавательной деятельности детей созданы макет юрты и русской избы и с предметами быта двух народов.
Уместно, ввести в традицию проведение игры под названием «Бабушкин сундук».(игры двух народов в которые играли бабушки)
Выставка «Детские подвижные игры народов»
И, конечно же, наибольшего эффекта в гражданско – правовом и патриотическом воспитании детей можно добиться путем тесного сотрудничества родителей с воспитателями детского сада.
С помощью воспитателя, родители будут обеспечены необходимой педагогической информацией, а также обучены способам общения с ребенком.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, своё село, нам нужно показывать их с привлекательной стороны.
К. Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ.
Успех патриотического воспитания детей во многом зависит и от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома.
Можно выпускать совместные стенгазеты детей, родителей и воспитателей «Дружная семейка» (где родители активно участвуют в конкурсах, выставках рисунков, фотовыставках, проводимых в детском саду, предоставляют материал для стенгазеты).
Изготовить фотостенды «Есть такая профессия – Родину защищать!», «Наши домашние любимцы».
Объявить фотоконкурс «Село, в котором я живу»
(фото на фоне узнаваемого места в городе и комментарии к нему).
Организовать выставку рисунков (сотворчество детей и родителей) «В мире нет прекрасней края», «Моя земля».
Родители представляют собственные проекты «Город моего детства», семейных праздниках, традициях, коллекциях. Они знакомят детей с историей своей семьи, рассказывают, где родились и жили прадеды и прабабушки, дедушка и бабушка ребенка, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать. Проект выполняется на альбомных листах, где размещаются фотографии с момента рождения ребенка, фотоснимки, повествующие о значимых событиях («Мой день рождения», «Праздник в семье», «Наше путешествие», «Мы в походе», «Экскурсия в музей»). Некоторые работы выполнены следующим образом: в центре листа фотография ребенка, а вокруг него – фотографии родных с небольшими комментариями.
Провести акцию «Пусть наше село будет чистым!», в которой родителям и детям предлагалось очистить от мусора путь следования к детскому саду, принять участие в озеленении и благоустройстве участка детского сада: посадке деревьев, цветов.
В результате планомерной работы с родителями дети воспринимают их как союзников, так как папы и мамы узнают проблемы ребенка, стараются понять его чувства, его деятельность, его точку зрения. У детей, которые чувствуют постоянную поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.
Вывод. Благодаря тесной связи с родителями, активной их помощи, улучшится качество учебно-воспитательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников.
Ведущая идея патриотического воспитания дошкольников в современных условиях:формирование социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовность к его защите.