Приложение МААМ

Консультация-парадокс «Обследование предметов в изобразительной деятельности дошкольников»

ольга алексеева
Консультация-парадокс «Обследование предметов в изобразительной деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Изобразительная деятельность детей тесно связана с (коммуникативным) сенсорным развитием ребенка. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации невозможно без чувственного опыта, без целенаправленного восприятия объектов окружающей действительности. Создать определенный образ ребенок может при двух условиях:

1- он хорошо представляет себе предмет, который хочет изобразить;

Публикация «Консультация-парадокс „Обследование предметов в изобразительной деятельности дошкольников“» размещена в разделах

2- он владеет комплексом движений, необходимых для передачи формы предмета и его строения, - т. н. (крупномоторные) формообразующие движения руки, под контролем зрительного восприятия.

Конечно же, дети дошкольного возраста еще далеки от стопроцентного реалистического изображения, но они способны передавать такие особенности предмета как : цвет, форма, пропорция, величина, перспектива (светотень). И наша задача заключается в том, чтобы помочь ребенку разобраться в разнообразии форм и красок, подвести к осознанию необходимости предварительного ознакомления с предметом.

Форма – основное свойство, которое помогает установить сходство с изображаемым предметом. Знакомство детей с формой начинается со (среднего) раннего возраста. Точность ее передачи усложняется от группы к группе. Прежде всего дети учатся изображать предметы (овальной) круглой формы. Далее они приобретают умение различать большее количество форм и определять разницу пропорций. Детям проще передать предметы, близкие (далекие) по форме к (от) геометрическим фигурам.

Величина предмета также необходимо для реалистичного изображения. С передачей пропорциональности предметов и их частей дети начинают знакомство в младшем возрасте. Вначале у детей формируют представление о том, как правильно передавать соотношение по величине в (разных изображениях в сюжетах, композициях) изображениях больших и маленьких предметов.

Передать образ невозможно без представлений о строении предмета. Части в предмете могут быть одинаковыми и разными по величине и форме, определенным образом располагаться по отношению друг к другу. К моменту ознакомления со строением предмета, дети должны разбираться в пространственных отношениях «выше», «ниже», «вверху», «внизу» и т. д. Поэтому работу по ознакомлению со строением предмета начинаем ( с лепки человека: круглую голову помещаем наверху туловища, вылепленного в виде столбика, руки-колбаски прикрепляем справа и слева) Работу начинаем с изображения предметов наиболее простых по своему строению, общей форме и форме основных частей (неваляшка, снеговик). Определение отношений дается детям дошкольного возраста с большим трудом. Поэтому требует систематической и последовательной работы.

Передача цвета не обязательна для реалистического изображения предмета. Многие дети без специального побуждения не используют цветового разнообразия материалов: они могут весь рисунок выполнить карандашом или краской одного цвета. Но по предложению педагога охотно берут карандаш другого цвета.

При изображении предметов, состоящих из нескольких частей, необходима аналитическая работа мысли – сравнение, сопоставление, обобщение. Эта способность развивается у дошкольников постепенно. И для этого хорошим приёмом служит обследование предметов перед их изображением.

Обследование – специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной деятельности. Обследование предмета – это необходимое звено, которое предшествует собственно исполнительству.

Важную роль в процессе обследования играет движение руки по предмету. При показе предмета движущаяся по предмету рука воспитателя ведет за собой взор ребенка и учит его прослеживать форму предмета, обегать ее по контуру. В (старшем дошкольном возрасте) младшем дошкольном возрасте дети начинают овладевать способами изображения предмета. Поэтому очень важна связь движений, включенных в восприятие предмета, с движениями при выполнении рисунка, лепки. Важно, чтобы дети не только видели движение руки воспитателя, но и сами производили это движение. Рекомендуется вызвать кого-нибудь, чтобы он обвел рукой предмет, называя его форму. Воспитатель следит за тем, как ребенок это делает, и, если есть необходимость, берет руку ребенка в свою и производит правильное движение

Главным правилом обследования является сочетание анализа с синтезом, объединением отдельных свойств в целостный облик предмета. Чтобы обеспечить грамотное соотношение этих мыслительных операций, обследование должно носить продуманный поэтапный характер.

Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Применительно к изобразительной деятельности в обследовании выделяют несколько следующих друг за другом этапов:

1. Прежде всего организуется восприятие предмета в целом.

Воспитатель знакомит с предметом, как таковым, давая ему общую характеристику, при этом подбирает яркие, образные слова, определяющие качества предмета.

Например, показываем игрушку Чебурашку: «Дети, посмотрите на Чебурашку. Какой он замечательный, веселый!»

2. После целостного восприятия предмета начинается обследование с анализом. Вначале выделяются крупные части предмета и определяется форма крупных частей. При этом подключаем обрисовывающий жест рукой.

Например: «У Чебурашки есть овальное туловище, круглая голова, большие круглые уши, две руки и две ноги овальной формы»

3. Затем характеризуется строение предмета, его конструкция : как по отношению к основной, самой большой части расположены все остальные.

Например: «Голова Чебурашки находится выше туловища, уши расположены на голове по обе стороны – справа и слева; а руки Чебурашки слева и справа от туловища тоже вверху, но немного пониже, чем голова. А вот ноги у Чебурашки находятся внизу туловища.

4. Затем выделяются более мелкие части и их расположение относительно основных частей

Например: «На голове у Чебурашки – очень симпатичное лицо. Большие круглые глаза, которые расположены справа и слева от маленького треугольного носика. Выше, над глазами у Чебурашки находятся брови, которые меньше глаз, но тоже овальной формы. А еще на лице Чебурашки - рот. Он находится в самом низу и имеет форму треугольника (перевернутого)

5. Задать воспитателям вопрос о цвете.

Теперь выделяется цвет предмета, но если цвет хорошо известен детям или если он не будет передаваться в изображении (ленка из глины, рисование черным карандашом, его можно не определять

6. Обследование заканчивается повторным целостным восприятием предмета.

Пример: «Вот такой наш Чебурашка».

Закончить процесс обследования нужно таким образом, чтобы дети могли прямо приступить к выполнению работы. Поэтому необходимо в конце обследования предложить детям подумать и сказать, с чего они начнут рисовать, лепить или вырезывать. Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, воспитатель подсказывает, что начинать надо с самой большой, или основной, части, к которой прикрепляются все остальные, например, рисование машины лучше начать с кузова, а изображение живых существ (птички, зайчика, мишки и др.) - с туловища.

Чтобы представления детей о предметах были более отчетливыми и ясными, важно так организовать обследование, чтобы каждый ребенок подержал предмет в руках. Особое значение имеет это и лепке, где дети создают изображение, воздействуя на материал непосредственно руками. Поэтому целесообразно внести предмет до занятия или накануне и проследить, чтобы дети познакомились с ним.

Публикации по теме:

«Организация проектной деятельности дошкольников». Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разработаны современные подходы к организации проектной деятельности дошкольников.

«В мире опасных предметов». Мероприятие по пожарной безопасности для дошкольников«В мире опасных предметов». Мероприятие по пожарной безопасности для дошкольников Игровое моделирование «В мире опасных предметов». Мероприятие по пожарной безопасности для дошкольников. Цель: формирование представлений.

Фон как средство выразительности в изобразительной деятельности дошкольниковФон как средство выразительности в изобразительной деятельности дошкольников Фон является задним планом рисунка, одним из средств выразительности. Он придает рисунку пространственную целостность и законченность.

Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников по изобразительной деятельности «Украсим сапожок»Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников по изобразительной деятельности «Украсим сапожок» Очередная прошедшая неделя в нашей группе проходила по лексической теме"Одежда. Головные уборы. Обувь"Предлагаю посмотреть небольшой фото.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по лепке «Лыжники» для детей старшей группыКонспект непосредственно-образовательной деятельности по лепке «Лыжники» для детей старшей группы Вид деятельности: познавательная, изобразительная (лепка) Тема: «Лыжники» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое.

Консультация «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»Консультация «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТОПОЛЁК» Консультация «Экологическое воспитание дошкольников.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Развитие воображения у старших дошкольников через лепку предметовРазвитие воображения у старших дошкольников через лепку предметов Формирование творческой личности одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться.

Семинар для воспитателей «Игровые приемы в обучении изобразительной деятельности дошкольников» Цель: применение игровых приемов в образовательном процессе. Задачи: 1. Показать воспитателям значимость использования игровых приемов в.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация-парадокс «Обследование предметов в изобразительной деятельности дошкольников»
Опубликовано: 23 июня 2023 в 15:41
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация-парадокс «Обследование предметов в изобразительной деятельности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем ольга алексеева (УИ 22561) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД