ольга алексеева
Консультация-парадокс «Обследование предметов в изобразительной деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность детей тесно связана с (коммуникативным) сенсорным развитием ребенка. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации невозможно без чувственного опыта, без целенаправленного восприятия объектов окружающей действительности. Создать определенный образ ребенок может при двух условиях:
1- он хорошо представляет себе предмет, который хочет изобразить;
Публикация «Консультация-парадокс „Обследование предметов в изобразительной деятельности дошкольников“» размещена в разделах
2- он владеет комплексом движений, необходимых для передачи формы предмета и его строения, - т. н. (крупномоторные) формообразующие движения руки, под контролем зрительного восприятия.
Конечно же, дети дошкольного возраста еще далеки от стопроцентного реалистического изображения, но они способны передавать такие особенности предмета как : цвет, форма, пропорция, величина, перспектива (светотень). И наша задача заключается в том, чтобы помочь ребенку разобраться в разнообразии форм и красок, подвести к осознанию необходимости предварительного ознакомления с предметом.
Форма – основное свойство, которое помогает установить сходство с изображаемым предметом. Знакомство детей с формой начинается со (среднего) раннего возраста. Точность ее передачи усложняется от группы к группе. Прежде всего дети учатся изображать предметы (овальной) круглой формы. Далее они приобретают умение различать большее количество форм и определять разницу пропорций. Детям проще передать предметы, близкие (далекие) по форме к (от) геометрическим фигурам.
Величина предмета также необходимо для реалистичного изображения. С передачей пропорциональности предметов и их частей дети начинают знакомство в младшем возрасте. Вначале у детей формируют представление о том, как правильно передавать соотношение по величине в (разных изображениях в сюжетах, композициях) изображениях больших и маленьких предметов.
Передать образ невозможно без представлений о строении предмета. Части в предмете могут быть одинаковыми и разными по величине и форме, определенным образом располагаться по отношению друг к другу. К моменту ознакомления со строением предмета, дети должны разбираться в пространственных отношениях «выше», «ниже», «вверху», «внизу» и т. д. Поэтому работу по ознакомлению со строением предмета начинаем ( с лепки человека: круглую голову помещаем наверху туловища, вылепленного в виде столбика, руки-колбаски прикрепляем справа и слева) Работу начинаем с изображения предметов наиболее простых по своему строению, общей форме и форме основных частей (неваляшка, снеговик). Определение отношений дается детям дошкольного возраста с большим трудом. Поэтому требует систематической и последовательной работы.
Передача цвета не обязательна для реалистического изображения предмета. Многие дети без специального побуждения не используют цветового разнообразия материалов: они могут весь рисунок выполнить карандашом или краской одного цвета. Но по предложению педагога охотно берут карандаш другого цвета.
При изображении предметов, состоящих из нескольких частей, необходима аналитическая работа мысли – сравнение, сопоставление, обобщение. Эта способность развивается у дошкольников постепенно. И для этого хорошим приёмом служит обследование предметов перед их изображением.
Обследование – специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной деятельности. Обследование предмета – это необходимое звено, которое предшествует собственно исполнительству.
Важную роль в процессе обследования играет движение руки по предмету. При показе предмета движущаяся по предмету рука воспитателя ведет за собой взор ребенка и учит его прослеживать форму предмета, обегать ее по контуру. В (старшем дошкольном возрасте) младшем дошкольном возрасте дети начинают овладевать способами изображения предмета. Поэтому очень важна связь движений, включенных в восприятие предмета, с движениями при выполнении рисунка, лепки. Важно, чтобы дети не только видели движение руки воспитателя, но и сами производили это движение. Рекомендуется вызвать кого-нибудь, чтобы он обвел рукой предмет, называя его форму. Воспитатель следит за тем, как ребенок это делает, и, если есть необходимость, берет руку ребенка в свою и производит правильное движение
Главным правилом обследования является сочетание анализа с синтезом, объединением отдельных свойств в целостный облик предмета. Чтобы обеспечить грамотное соотношение этих мыслительных операций, обследование должно носить продуманный поэтапный характер.
Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Применительно к изобразительной деятельности в обследовании выделяют несколько следующих друг за другом этапов:
1. Прежде всего организуется восприятие предмета в целом.
Воспитатель знакомит с предметом, как таковым, давая ему общую характеристику, при этом подбирает яркие, образные слова, определяющие качества предмета.
Например, показываем игрушку Чебурашку: «Дети, посмотрите на Чебурашку. Какой он замечательный, веселый!»
2. После целостного восприятия предмета начинается обследование с анализом. Вначале выделяются крупные части предмета и определяется форма крупных частей. При этом подключаем обрисовывающий жест рукой.
Например: «У Чебурашки есть овальное туловище, круглая голова, большие круглые уши, две руки и две ноги овальной формы»
3. Затем характеризуется строение предмета, его конструкция : как по отношению к основной, самой большой части расположены все остальные.
Например: «Голова Чебурашки находится выше туловища, уши расположены на голове по обе стороны – справа и слева; а руки Чебурашки слева и справа от туловища тоже вверху, но немного пониже, чем голова. А вот ноги у Чебурашки находятся внизу туловища.
4. Затем выделяются более мелкие части и их расположение относительно основных частей
Например: «На голове у Чебурашки – очень симпатичное лицо. Большие круглые глаза, которые расположены справа и слева от маленького треугольного носика. Выше, над глазами у Чебурашки находятся брови, которые меньше глаз, но тоже овальной формы. А еще на лице Чебурашки - рот. Он находится в самом низу и имеет форму треугольника (перевернутого)
5. Задать воспитателям вопрос о цвете.
Теперь выделяется цвет предмета, но если цвет хорошо известен детям или если он не будет передаваться в изображении (ленка из глины, рисование черным карандашом, его можно не определять
6. Обследование заканчивается повторным целостным восприятием предмета.
Пример: «Вот такой наш Чебурашка».
Закончить процесс обследования нужно таким образом, чтобы дети могли прямо приступить к выполнению работы. Поэтому необходимо в конце обследования предложить детям подумать и сказать, с чего они начнут рисовать, лепить или вырезывать. Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, воспитатель подсказывает, что начинать надо с самой большой, или основной, части, к которой прикрепляются все остальные, например, рисование машины лучше начать с кузова, а изображение живых существ (птички, зайчика, мишки и др.) - с туловища.
Чтобы представления детей о предметах были более отчетливыми и ясными, важно так организовать обследование, чтобы каждый ребенок подержал предмет в руках. Особое значение имеет это и лепке, где дети создают изображение, воздействуя на материал непосредственно руками. Поэтому целесообразно внести предмет до занятия или накануне и проследить, чтобы дети познакомились с ним.