Татьяна Колотилина
Ознакомление детей со слоговым строением слова
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей со слоговым строением слова
Ознакомление детей со слоговым строением слова начинается в старшей группе. В течение учебного года нужно научить детей:
1. Хорошо слышать слоги в слове
2. Делить на слоги двух - трехсложные слова с открытыми прямыми слогами, произносить каждую часть слова.
3. Составлять слова из заданных слогов.
4 Самостоятельно преобразовывать слова, состоящие из двух слогов в слова трехсложные.
5. Умение слышать и выделять ударный слог.
Публикация «Ознакомление детей со слоговым строением слова» размещена в разделах
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
На первый взгляд кажется, что процесс овладевания ребенком слоговым значением слова несложен. Уже четырехлетние дети справляются с такими заданиями, как ритмически напевным произнесением гласных, называние первой части слова и др. Пятилетние дети наращивают слова путем прибавления слогов (кот-котик - котенок - котофей, определяют количество слогов и последовательное их расположение, находят слово по его первой части. (Например: «назовите слово, первая часть которого начинается на СА - сани, Саша, сахар, сапоги»)
Но кажущаяся легкость овладения слоговым членением слов на самом деле ошибочно. Дело осложняется тем, что при обучении слоговому делению слов детей необходимо познакомить с ударением, которое не существует отдельно от слогов. Умение слышать и выделять ударный слог необходимо не только для подготовки к обучению чтению и письму, но и для последующего усвоения языка в школе (например, правописания безударных гласных, а так же для усвоения орфоэпических норм).
Слышать ударный слог необходимо детям и для правильного понимания и произношения тех слов, которые различаются только ударением (полки-полки, стрелки- стрелки, что повышает общую культуру устной речи.
Последовательность работы по членению слов на слоги.
В первую очередь необходимо познакомить детей с термином «слог» (на первых порах употребляется выражение «часть слова», поскольку дети смешивают понятия «слог» и «слово»).
На начальном этапе работы для анализа берутся двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слов, произношение и написание которых совпадают (Маша, лиса). Нужно создать ситуации, в которых слова произносят нараспев, протягивая слоги («Девочка заблудилась в лесу и ее звали громко: Ма-ша! Ма-ша!» «Мальчики гуляли и заигрались, мама их звала домой: Са-ша! Во-ва>) Детям предлагают повторить, как звали ребят. Таким образом, они приходят к выводу, что слова произносятся не сразу, а по частям
Интересный прием сообщения детям нового термина «часть слова»: детям рассказывается эпизод сказки - «О приключениях трех богатырей», «Гуси-лебеди», где для преодоления разных препятствий они должны были сказать всего одно слово по частям, например: «Шли они, шли. Вот перед ними каменная стена и ворота, а на воротах замок висит. Иван велел сказать
братьям одно слово, но по частям: за-мок. Только проговорили они слово за - мок по частям, ворота сразу и открылись.
Сразу вслед за произнесением слов по слогам детям дается задание сказать, сколько частей они услышали в слове (две, какая первая, какая вторая. При этом опираемся не только на слуховое восприятие, но и на зрительное (сколько раз откроется рот при произнесении слова, сколько в нем частей, а так же тактильно - мышечные ощущения (предлагается детям поставить руку тыльной стороной ладони под подбородок; сколько раз подбородок коснется руки при произнесении слова, столько частей в слове). Тут же слово графически изображается на доске в виде горизонтальной черты, разделенной небольшой вертикальной черточкой. Воспитатель ведет указкой по схеме, а дети хором произносят слово по частям.
Детям показывают две картинки с изображением лисы и белки, под которыми даны схемы слогового строения этих слов. Слова произносятся (хором и индивидуально) по частям, анализируются. Дети объясняют, почему под картинками одинаковые схемы (это схемы слов, разделенных на две части).
На прогулке взрослый предлагает описать состояние ветра в момент наблюдения, но сообщает, что сказать об этом нужно словами, состоящими из двух частей. Поощряются ответы детей: «Ветер веет, рыщет, свистит, гудит, дует». Кому-то поручается отхлопать в ладоши (столько раз, сколько частей в названном слове, подпрыгнуть на одном месте; прошагать, начертить палочкой соответствующее количество квадратиков. Можно разделить детей на две группы и устроить соревнования «Кто быстрее увидит и назовет пять слов - названий предметов, находящихся вокруг веранды?» Слова должны состоять из двух частей и произносить их нужно по частям. Дети называют: трава, цветы, песок, забор, птица и др. Отличают победителей.
Постепенно для анализа вводят слова, состоящие из трех частей (ма-ли-на, кар-ти-на, и только потом слова односложные (сыр, дом, поскольку на них нельзя продемонстрировать, что такое часть слова.
Слова, состоящие из трех частей, дети называют словами длинными, а из одной части короткими. Важно обратить внимание детей на то, что части слова, как и звуки, располагаются в слове последовательно друг за другом.
Не нужно спешить анализировать новые слова Разные задания с одним и тем же словом заставляют детей лучше осознать строение слова, понять его состав, думать над разными вариантами изменений слова, искать что-то новое в одном и том же слове.
Большую помощь детям в усвоении знаний о слоговом составе слова оказывает пособие «слоговая линейка». У воспитателя большая демонстрационная слоговая линейка, у детей - маленькие индивидуальные.
Слоговая линейка дает возможность каждому ребенку самостоятельно производить разные действия с указанными словами: преобразовывать короткие в длинные, узнавать «спрятанные» слова представлять сам процесс деления на слоги.
1.«Слова, рифмы, звуки»
2.«Найди слог»
3.«Разноцветные листочки»
4.«Пирамида»
5.«Какое это имя»
6.«Найди по схеме» и другие.
На протяжении всего обучения используются следующие приемы: количественный и порядковый счет слогов в слове; подсчет прикасаний тыльной стороной ладони к подбородку при произнесении слова; схематическое изображение слогового состава слова; самостоятельные действия детей со словами; речевая игра «живые слоги»; произнесение слова по слогам (хоровое и индивидуальное, установление их последовательности, соотношение со схемой; подбор слов с заданным количеством слогов (использование игрушки, картинки, по словесным заданиям) например: детям показывают картинку, игрушку, где нарисован кот. Кто здесь изображен? Назовите слова из двух частей (котик, киса, кошка). Есть такая потешка: «Котя, котенька, коток, котя - серенький лобок». Какая первая часть в слове котя, какая вторая? Нарисуйте на листках бумаги квадраты для первой и второй части (называется графический прием, такой прием, как дополнение слога до полного слова. Какое это слово, если первая часть его ка?- каша, камыш (здесь начало слова, т. е. «Доскажи словечко», «Какой слог потерялся?» (конец., упражнение «Найди одинаковые части» (Костя пришел в костюме, Павел пришел в пальто)
Подбор слов с заданным слогом (ла, ли, лу)
Превращения коротких слов в длинные и наоборот (лис, лиса, лисица). Можно использовать намеренные ошибки воспитателя при слоговом произнесении слов в процессе работы со схемой и исправлении ошибок детьми.
Перестановка слогов в слове: мышка-камыш, банка-кабан. Это игры «Фокус», «Перевертыши». Такие игровые приемы: «Кто быстрее увидит предметы, в названии которых два, три слога?», загадывание загадок о предметах, в названии которых определенное количество слогов; «Как мишутка учился говорить?»- Медведь учит мишутку произносить слова по частям; «Магазин игрушек»- продавец дает игрушку покупателю, если тот правильно произнесет ее название по слогам; «Накорми животное»-дети называют слова, обозначающие разные предметы питания и состоящие из разного количества слогов; «Кто в домике будет жить?» и Др.
Знакомим детей с такими понятиями, как начало и конец слова. Делается это так: на бумажной полоске большого размера демонстрируется протяженность слова, воспитатель ведет указкой по полоске слева направо (несколько раз). Какой слог слышали в начале слова? Какой в конце слова? Объясняю детям: «Слово слагается из нескольких частей, поэтому часть слова называется «слог». Соединим одну часть слова (Ма) с другой (ша) и получится (Маша)
Дружат гласные с согласной
Составляя вместе слог,
Ма и ша (запомни, Маша)
К нам явились на урок.
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
Ты и ква, а вместе тыква
Со и ва, читай сова.
Произносится с большой силой голоса, протяжно, что лучше слышится. Воспитатель спрашивает, какая это часть. Слово произносится еще раз с подчеркнутым выделением ударного слога. Обращается внимание детей на то, что первая часть произносится с ударением. Затем на схеме слогового состава ставится знак ударения. - Какая черточка над первой частью (какая из частей этого слова произносится протяжно, с большей силой голоса?- «Первая»- значит, на нее падает ударение, а палочка сверху обозначает, что это слог ударный.)
Используется прием попеременного перенесения ударения на каждый из слогов с возвращением всякий раз к правильному произнесению (Миш-ка, Миш-ка, Миш-ка, мА-ши-на, мА-ши-на, мА-ши-на). Дети убеждаются в том, какой слог ударный. Делается вывод, что в слове только одно ударение; очень важно определять ударение в словах. Если ударение поставить неверно, то слово нельзя будет узнать, понять, что оно обозначает.
Умение определять ударение в слове закрепляют в разнообразных упражнениях: графическое изображение ударного слога в разных словах; придумывание слов по заданной схеме (с указанием ударного слога); произнесение слов в разном темпе и с разной силой голоса; классификация картинок, в названии которых ударение стоит на первом, втором, третьем слоге.