Марина Федоренко
Консультация «Освоение принципа сохранения количества и величины в процессе экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «Детство» включает раздел «Сохранение количества, величины» применительно к различным материалам (вода, песок, глина и т. д.).
В процессе действий с различными материалами и предметами, окружающими детей в повседневной жизни (вода, пластмассовые пуговицы, соль и т. д., дети шести лет не только усваивают, что при экспериментировании с предметами и материалами количество их не изменяется, но и постигают химические и физические особенности различных материалов. У детей формируются навыки действия с различными жидкостями, пластичными материалами и сыпучими веществами.
Публикация «Консультация „Освоение принципа сохранения количества и величины в процессе экспериментирования“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Детское экспериментирование важно не только для развития познавательных процессов и мыслительных операций, но и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
Данная проблема исследовалась Ж. Пиаже. Понятие сохранения количества и величины означает, что предмет или совокупность предметов признаются неизменными по составу элементов или по другому физическому параметру, несмотря на изменение их формы или внешнего расположения, но при условии, что ничего не отнимается и не добавляется к ним.
Экспериментирование с различными материалами в свободной деятельности заинтересовывает детей самим процессом. Экспериментирование и освоение принципа сохранения служат средством развития познавательных процессов, формирования и развития интереса к явлениям природы - живой и неживой, к чудесам, скрывающимся в песке, воде, куске пластилина, воздушном шарике.
Для проявления интереса к самостоятельной исследовательской экспериментальной деятельности нужны знания, умения и ряд навыков: умение ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат.
На первом этапе необходимо подготовить детей к экспериментированию :
1-уточнить представления детей о свойствах, качествах материалов;
2-создать для детей проблемные ситуации;
3-стимулировать интерес к самостоятельному экспериментированию (различные измерения, переливания - банками, кружками, бутылками; преобразования различных материалов и веществ (вода, глина, песок и т. д.); 4-познакомить с различными приборами – термометр, весы, зеркало и др. ;
5-познакомить с познавательными книгами о различных природных явлениях, физических явлениях; детскими энциклопедиями;
6-создать исследовательский центр, оснащенный соответствующими приборами, материалами и специальные условия для самостоятельной деятельности детей.
Второй этап – является основным, это совместное с взрослым и самостоятельное экспериментирование. На этом этапе дети практически осваивают свойства и качества различных предметов, участвуют исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. В процессе совместной деятельности педагог предлагает проблемную ситуацию, ставит цель, совместно определяет этапы работы, делает выводы. В ходе деятельности педагог развивает умение детей выделять последовательность действий, отражать их в речи (Что мы делали? Что получили? Почему, оказывает помощь детям схематически отобразить ход и результаты опыта, сравнить предположения и результаты эксперимента, сделать выводы (О чем мы думали? Что получилось? Почему). В процессе самостоятельных действий дети узнают, что количество остается неизменным : пример резина может растягиваться, а затем вновь принимать первоначальную форму, при этом количество резины остается неизменным, изменяется форма; вода – если переливать ее из большего сосуда в меньший, ее количество не измениться, воды станет меньше только если ее отлить; пример - пластилин можно раскатать и скатать снова – меняется форма, а не количество.
В процессе планомерной работы по организации детского экспериментирования дети овладевают умением самостоятельно экспериментировать : выделять проблему, ставить цель, подбирать различные материалы, осуществлять преобразующие целенаправленные действия, отражать ход эксперимента и делать выводы. С развитием навыков самостоятельного экспериментирования у детей повышается результат освоения принципа количества и величины, который наиболее успешно осваивается в практической и экспериментальной деятельности.