Лора Головань
Консультация «Особенности формирования положительного отношения и любви к родному краю через разные виды деятельности в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Нам взрослым необходимо помочь ребёнку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребёнок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать её, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности. Дети старшего дошкольного возраста обращают внимание на красоту того места, в котором они живут – это красота природы, зданий. У детей выражена потребность отразить впечатления от восприятия образов архитектуры и скульптуры в рисунках и играх, в сочинении историй. Дошкольники начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Родина, родной край. Консультации
- Родной край, краеведение. Консультации для педагогов
- Темочки
Задачи, которые мы ставим перед собой в ДОУ: воспитать у ребёнка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, формировать бережное отношение к родной природе и всему живому; дать знания о родном городе, истории, символике, достопримечательностях; познакомить с именами тех людей, кто прославил наш город; сформировать у детей представление о различных сторонах жизни своего края и его жителей; развивать интерес к местным традициям.
Эти задачи можно решать во всех видах детской деятельности : во время образовательной деятельности, в играх в труде, в быту и т. п. Так как воспитывает в ребёнке патриота вся его жизнь в детском саду и дома, его взаимоотношениях со сверстниками.
Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма. Начиная эту работу, можно задать себе вопросы: А люблю ли я свою Родину, свой город? Достаточно ли хорошо знаю его? Отвечая на эти вопросы, я поняла, что невозможно привить ребёнку чувство любви к городу, если сама не прониклась этим чувством, теми яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с нашим, по-своему красивым городом.
Для достижения этой цели я решаю следующие задачи:
– необходимо организовать развивающую среду в группах для более целостного восприятия детьми малой Родины. Для чего можно создать уголок патриотического воспитания, мини-музеи в группах, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры и пособия;
– через разные виды деятельности создавать условия для формирования любви к родному городу, интереса к прошлому и настоящему города;
– способствовать развитию эмоционально-ценностного отношения к семье через проведение праздников;
- воспитывать бережное отношение к городу, природе, памятникам; побуждаю детей сохранять красоту города.
Работая со своими воспитанниками в данном направлении, я создаю условия для:
- участия детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу, обеспечивая необходимую двигательную активность и способствуя сохранению и укреплению здоровья дошкольников; внимание дошкольников нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах : школа, стадион, библиотека, почта, аптека, Дворец культуры и рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей;
- развития эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины;
- рассматривания дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине, применение технических средств - можно сделать просмотр слайдов и видеороликов о родном крае, позволяющем воспитателю «донести» достопримечательности до ребёнка, подробно рассмотреть их, испытать чувство удивления, восхищения;
- участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях, происходящих в городе: чествование ветеранов, участие в концертах;
В детском саду оформлены альбомы «Уголки родного города», были оформлены фотовыставки «Мой любимый город», «Край, в котором я живу», конкурсы рисунков «Город глазами детей», стенгазета «Моя семья».
Благодаря целенаправленной работе по ознакомления моих воспитанников с родным краем у них расширяются представления о природе родного городе, об историческом прошлом нашего края, о достопримечательностях и трудовых буднях жителей нашего города. Дети формируют свой личный опыт по восприятию социального мира.
Знакомя детей с родным краем необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребёнка нарисовать то, о чем он только что услышал, рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя, посадить около дома цветы, чтобы двор стал ещё краше и т. п. Взрослые должны научить дошкольников замечать вокруг то положительное, что создаётся руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что их окружает.
Следует отметить, что систематическая, правильно организованная работа по формированию положительного отношения к родному края у дошкольников, поможет сформировать у них первое положительное отношение к родному краю : гордость за Родину, любовь к родному краю, уважение к традициям. Знания, которые получены на тематических утренниках и других видах досуга, позволяют ребёнку понять уникальность своего народа.
Таким образом, любить свой родной край невозможно, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как его любили наши предки, наши отцы и деды. Заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитаем настоящего патриота, любящего свою Родину. Единство приёмов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях и в других формах и видах педагогической деятельности, обеспечивает формирование у дошкольников устойчивого интереса к своему краю, воспитает положительное и бережное отношение к нему.