МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Особенности детского пения»

Анастасия Кривченко
Консультация для воспитателей «Особенности детского пения»
▼ Скачать + Заказать документы

Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт работы многих педагогов, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности ребенка.

Ведь воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Кроме того, вокальное воспитание оказывает благоприятное влияние и на физическое

Темочки:

здоровье детей, пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а она тесно связана с сердечно – сосудистой системой, следовательно, он, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье.

А какие замечательные возможности для эстетического развития детей таятся в разнообразных формах работы по вокальному воспитанию – пении в ансамбле, участии в концертах, музыкальных спектаклях и т. д.

Но самое важное, пожалуй, это то, что пение является наиболее доступной и демократичной формой исполнительства и активно вовлекает поющих в творческий процесс. Поэтому оно рассматривается как самое действенное средство, способствующее воспитанию вкуса детей,

формированию основ их музыкальной культуры.

Детские голоса имеют своеобразное звучание. Они «светлые», полетные, но еще не имеют тембральной насыщенности. Голосовой аппарат ребенка, в отличие от взрослого, очень хрупкий, нежный и непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка. Гортань с голосовыми связками в 2-2,5 раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахеи и бронхов). У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос очень лёгкий, не сильный, но звонкий. Резонаторы придают звуку разную окраску.

Для детских голосов четырех-пятилетнего возраста свойственно фальцетное головное звукообразование. В этом возрасте нет существенного различия в устройстве голосового аппарата у мальчиков и девочек.

Обучение вокальным навыкам детей дошкольного возраста имеет ряд особенностей. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с

маленьким язычком). Надо учить детей петь протяжно. Этот навык необходим в пении, и освоить его легко в дошкольном возрасте, но гораздо труднее позднее. Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен. Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе.

Чтобы дети пели чисто, не фальшивя, надо набраться терпения. Процесс обучения детей пению требует элементарной последовательности и

систематичности (от простого к сложному, т. е. постепенного, последовательного «впевания» сначала двух, потом трёх звуков и так далее с постепенным расширением диапазона голоса.

Основные усилия должны быть направлены на формирование координации слуха и певческого голоса. Только при полном согласовании слуха и голоса возможна точность воспроизведения музыкальных звуков.

Обучение детей пению начинаю с речевого этапа. Именно на этом этапе удобно и легко работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция. Речевой этап, как подготовительный, сначала предшествует, чуть опережая, а затем идёт параллельно певческому этапу.

Артикуляционная гимнастика помогает: устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную

моторику; развить выразительную дикцию.

Говори не торопись и смотри не ошибись.

Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать

Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.

Для развития интонационного и фонематического слуха, а также для расширения диапазона речевого и певческого голоса можно использовать развивающие игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира.

Игры звукоподражательного характер помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности, а также у детей формируется определённая непринуждённость

звукообразования, лёгкость и полётность речевого голоса.

Формирование правильного певческого звучания голоса ребёнка (звукообразования) происходит не само по себе, а подчиняется

определённым закономерностям, которые можно освоить в следующей последовательности:

1. Непринуждённое пение гласных звуков, без напряжения и форсирования, чисто интонируя мелодию, используя средний диапазон голоса ребёнка

2. Найденное правильное звучание голоса перенести на пение других гласных, слогов и целых слов в различных участках

диапазона голоса ребёнка. Сила звука должна быть негромкой, умеренной по звучанию.

3. Сохраняя найденную свободную и удобную координацию всех

мышечных систем голосового аппарата ребёнка, добиваться автоматизации движений всего голосового аппарата.

Усвоив в дошкольном возрасте такую «технику пения», т. е. автоматизацию певческих навыков, ребёнок в дальнейшем освобождается от скованности и напряжённости, хаотичности мышечных движений, лежащих в основе голосообразования.

Необходимо помнить. Что нужно беречь детский голос, следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звук. Крик, шум портит голос, притупляет слух детей и отрицательно влияет на их нервную систему.

Дикция (правильность и ясность произношения слов) формируется постепенно. Многие дети имеют речевые дефекты: картавость, шепелявость, над устранением которых приходится долго работать. Отсутствие ясной и чёткой дикции делает пение вялым и слабым. Без чёткой дикции невозможно донести до слушателя содержание исполняемого

произведения. Надо уметь подчёркивать голосом логические ударения.

Согласные выговариваются по возможности быстро и чётко, чтобы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных. Согласные, которые находятся в конце слога, произносятся в начале следующего. Если согласный звук находится в конце слова, то его нельзя тянуть.

Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.

Один из важнейших компонентов пения — дыхание. От характера дыхания зависит качество звучания детского голоса. Дыхание – это двигательная сила голоса. Чтобы голос был сильным и красивым, нужно развивать диафрагмальное дыхание. Диафрагма – мышца, отделяющая грудную клетку от брюшной полости. Она является своего рода дверцей, форточкой, которая не дает воздуху моментально выйти из нижних отделов наших легких, тем самым, позволяя нам сказать или пропеть целую фразу.

Такое дыхание очень полезно и для здоровья человека, оно способствует полной вентиляции легких, усиливается кровообращение, улучшается обмен

веществ. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики!

Существует множество игровых упражнений, позволяющих детям овладеть дыханием «животиком»:

- «Собачки» — подражание лаю собаки, дышать, как собачка (после продолжительного бега собака дышит очень часто, высунув язык);

- «Насос» — надуть «мячик»

(активный вдох и выдох одновременно носом и ртом);

- «Ветер» — рисовать своим дыханием разные образы ветра (порывами, сильного, спокойного, мягкого и т. д.);

- «Задуваем свечи на торте».

Вы можете делать эти упражнения дома вместе с ребенком.

А что делать, если ваш ребенок не хочет сам петь? Как сделать так, чтобы ребенок получал удовольствие от своего пения?

Вот несколько советов:

1. Не заставляйте ребенка петь! Не волнуйтесь, если ребенок долго не начинает петь. Малыш должен много раз услышать одну и ту же песенку, прежде чем сам начнет ее петь. Необходимо, чтобы в его памяти отложилось правильное звучание, иначе он не увидит разницы между верным вариантом и своим собственным неуверенным исполнением.

2. Чаще хвалите и радуйтесь успехам малыша, подпевайте ему.

3. Пойте вместе с ребенком дома, даже если это не очень хорошо получается. Говорите ребенку, что петь – это замечательно!

Систематические музыкальные занятия в детском саду помогут вашему ребенку совершенствовать свое пение и откроют для него прекрасный мир музыки, подарят радость общения с ним! Дайте возможность ребенку посещать все без исключения музыкальные занятия, и результат этого Вас приятно удивит!

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для родителей и педагогов «О пользе пения» Все, кто любит петь, наверняка всегда ощущают положительное влияние пения на свое самочувствие. Ведь пение уменьшает напряжение, улучшает.

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей "Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет" Особенности слуха и голоса детей 4-5.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Особенности детского пения»
Опубликовано: 10 марта 2025 в 14:14
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Особенности детского пения»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Кривченко (УИ 418581) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
Духовных книг божественная мудрость!
Празднуем день рек!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД