Наталья Букина
Консультация «Основы правовой культуры педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно, с начала 90-х гг. в подготовке педагогов произошли заметные изменения. Одно из таких изменений связано с тем, что в 1992г. был принят Закон РФ «Об образовании», который, как отмечают многие отечественные и зарубежные деятели образования, явился одним из самых прогрессивных, демократических законов подобного рода в мире. Этот Закон, вышедший в новой редакции в 1996г. и позднее подвергшийся существенной переработке в 2004г., закрепил иную парадигму образования в нашей стране, отличную от существующей ранее. Так, характер управления образованием изменился с государственного на государственно-общественный (ст. 2 Закона). Основная идея такого перехода состоит в следующем:
Публикация «Консультация „Основы правовой культуры педагога“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
• объединить усилия государства и общества в решении проблем образования;
• предоставитъ учителям, родителям, школьникам больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, построении индивидуальной траектории своего образования посредством выбора различных типов образовательных программ и учреждений.
Государственный характер системы образования заключается прежде всего в том, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании», Федеральной программе развития образования и ряде других документов. Одним словом, компетенция государственных органов управления образованием сегодня существенно изменилась: произошел процесс децентрализации — передачи ряда функций и полномочий от высших органов управления образованием низшим. В компетенции государственных органов управления образованием остаются:
• разработка стратегических направлений развития образования;
• формирование и осуществление федеральной политики в области образования;
• установление федеральных компонентов Государственных образовательных стандартов;
• обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования;
• формирование финансовых бюджетов в области образования и определение ориентиров финансирования образовательных учреждений и ряд других функций.
Конкретные же финансовые, кадровые, материальные, организационные проблемы находится в компетенции субъектов РФ и органов местного управления образованием, а содержательные и методические вопросы, как правило, решаются на уровне отдельных образовательных учреждений.
Общественный характер управления образованием может быть конкретизирован следующими позициями.
В первую очереди образовательное учреждение является юридическим лицом: оно автономно, действует на основании Устава образовательного учреждения, самостоятельно в выборе образовательных программ (ст. 12 Закона «Об образовании»).
Другим признаком усиления общественного характера управления образовательными учреждениями является их разгосударствление – наличие негосударственных (частных) учебных заведений, как средних, так и высших, как основного, так и дополнительного образования. Такие учреждения могут учреждаться общественными, религиозными и другими организациями, физическими лицами (ст. 11, 12 Закона).
Третьим важным показателем усиления общественной составляющей в управлении образованием является диверсификации системы, т. е. появление различных типов образовательных учреждений, закрепленных в ст. 12 Закона РФ «06 образовании», а также различных видов образовательных учреждений — прогимназий, лицеев и т. п. Кроме того, произошли некоторые изменения и в сознании граждан. Население (родители) начинает больше ориентироваться на инструкции, нормы, законы, реально знает и умеет отстаивать свои права.
Вот кратко о тех факторах, с которыми специалисту сферы образования, учителю, воспитателю приходится считаться сегодня в своей деятельности. Программа подготовки учителя к восприятию всех нововведений в юридическом аспекте деятельности школы не может в полной мере соответствовать современным требованиям, если при ее построении не принимать в расчет перечисленные выше.
Именно вследствие этого и произошло существенное усиление роли и веса такой сферы образовательной системы, как грамотное с точки зрения законодательства управление всем процессом обучения и воспитания детей, являющееся составной частью педагогического образования.
Социальные преобразования, происходящие в последнее время в России, предъявляют все более высокие требования как к руководителю образовательного учреждения, так и педагогу, и в особенности к его правовой культуре.
«Нормативно-правовое обеспечение образования.
Законодательство, регулирующее отношения в области образования.
Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской федерации.
Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности.
Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений
Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус участников образовательного процесса.
Основные правовые акты международного образовательного законодательства.
Соотношение российского и зарубежных законодательств в области образования.
Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в Российской Федерации».
Содержание обучения по данной программе, таким образом, представлено рядом документов, нормативных актов. Важнейшими из них являются:
• Закон РФ «Об образовании»;
• Концепция модернизации российского образования до 2010г. ;
• Федеральная программа развития образования;
• Федеральный компонент государственного общего образования;
• Базисный учебный план;
• ЕГЭ
• СанIIиН;
• Конвенция о правах ребенка;
• отдельные положения (например, положение о школе полного дня, об оказании платных дополнительных образовательных услуг и др., локальные акты отдельных образовательных систем и т. п.
Классификация нормативно-правовых актов (см. Приложения 1,2,3,4)
Она рассчитана на систематическую, углубленную и активную самостоятельную работу педагогов, которая включает в себя работу с документами, нормативными актами и иной литературой. На занятиях организуется самостоятельное изучение педагогами документов с карандашом в руках. В процессе такой самостоятельной работы педагоги учатся читать и понимать прочитанное. Активизация самостоятельной работы педагогов в процессе изучения материалов и документов достигается использованием различных приемов: тематические обзоры, перекрестные опросы, составление тестов.
Требование обеспечения самостоятельности педагогов относится и к такому аспекту, как дидактическое обеспечение преподавания данного курса. Учебников и хрестоматий по этой дисциплине нет, потому что писать и составлять их очень сложно, а главное — бессмысленно. Это связано с тем, что, во-первых, нормативные документы постоянно редактируются, дополняются, пересматриваются, а во-вторых, практического работника необходимо научить самого отыскивать эти документы в Интернете, в периодических изданиях, в книжных магазинах, ведь ему придется делать это в ходе своей профессиональной деятельности не раз.
Важная форма работы по программе — решение проблемно-ситуационных задач по применению изучаемых документов в деятельности педагога (не только управленца - завуча, директора, но и рядового учителя и гражданина).
Особенность программы в том, что педагогам приходится осваивать непривычную для них законотворческую юридическую лексику, построение фраз; умение руководствоваться в профессиональном поведении и при принятии решений правовыми нормами, а не общими рассуждениями о добре и зле (важно убедить и научить педагогов формулировать свою позицию с опорой на нормативные документы, уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту на основе законов, а также признавать ошибочной свою точку зрения, если получены доказательства противного); умение находить компромисс между существующими нормами и реальной ситуацией, применять определенный нормативный акт к каждой конкретной ситуации.
Программа предусматривает различные формы усвоения материала: разбор структуры и содержания законов, положений, указов и других нормативно-правовых документов, встречи с юристами, решение предлагаемых педагогических ситуаций, Интернет-консультации по юридическим и правовым вопросам, семинары и т. п. Также в ходе реализации программы осуществляется деятельность по разбору возникающих в ходе педагогической деятельности вопросов и проблем, поиск ответов и разрешений коллегиальным способом на основе правовой базы.
Кадровое обеспечение преподавания разделов данной программы осуществляет на договорной основе профессорско-преподавательский состав педагогических кафедр высшей школы, но не юристы и правоведы. Преподаватели помимо владения нормативными документами и инструкциями должны хорошо представлять себе реальное положение дел в современных образовательных учреждениях (школах, детских садах, учреждениях дополнительного образования и т. п., обладать компетенцией в области психологии (детей, родителей, педагогов, физиологии, частных методик и т. п. ; а самое главное — видеть за текстом инструкции конкретного ребенка, родителей, школу. Ведь задача учителя – не просто слепо следовать инструкции, а при строгом выполнении нормативных требований обеспечить комфортность и безопасность пребывания ребенка в школе, создать в образовательном учреждении полноценные и благоприятные условия для развития, обучения и воспитания ребенка.
Таким образом, знание вопросов нормативно-правового обеспечения образования даст педагогам новые содержательные и технологические возможности для выполнения требований, предъявляемых современным обществом к работникам системы образования.