Анна Куратова
Консультация «Организация различных видов деятельности, способствующих развитию сенсорных способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно, с рождения, природа наделяет человека глазами, ушами, тактильными рецепторами. Когда рождается ребёнок, он слышит, видит, любое его прикосновение к чему-либо вызывает у него определённые ощущения, он испытывает интерес ко всему, и это помогает устанавливать ребёнку с раннего детства тесный контакт с внешним миром. Все анализаторы позволяют нам адаптироваться в мире, всё видеть, слышать, говорить, ощущать, чувствовать и естественно это находится в головном мозге.
Публикация «Консультация „Организация различных видов деятельности, способствующих развитию сенсорных способностей детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Таким образом, сенсорное воспитание ребёнка дошкольного возраста является наиважнейшим компонентом развития. Именно дошкольный возраст, по мнению многих педагогов, психологов является, так называется «золотой порой» сенсорного воспитания.
Для общего гармоничного развития ребёнка, помимо хорошего питания, физических упражнений, необъятной родительской опеки, крайне необходимо развивать у детей сенсорные способности. У детей дошкольного возраста органы чувств и мозг достаточно развиты, чтобы осилить всю информацию. У сенсорного развития имеются свои задачи, свои методы.
Основные задачи:
-помочь ребёнку развить сенсорные возможности- (это зрительные, слуховые и тактильные) ;
-сформировать понятия- эталонная система, которая включает в себя основные цвета, формы и размеры (большой, средний, маленький).
- научить применять теоретические знания на практике.
Методы:
-Нужно привлечь внимание ребёнка и делается это так, чтобы всё было ярко и красочно. т. е. нужна будет помощь красок, пластилина, ярких конструкторов.
-Нужно предлагать ребёнку что-то смастерить, слепить, нарисовать то, что ребёнок хочет.
-Обучение нужно проводить с помощью простых терминов, чтобы дети легко понимали слова, объяснения (нужно объяснять на доступном для детей языке).
-Создавать благоприятные условия для получения детьми знания и эти знания у них усваивались, а не проходили мимо.
Есть такое понятие- сенсорная чувствительность- это способность человека воспринимать раздражения из внешнего мира, обрабатывать их и трактовать, она включает в себя осязание, зрение и слух. При развитии сенсорной чувствительности у детей нужно всегда учитывать эти три компонента.
Лучше всего сенсорное воспитание даётся с помощью специальных игр, они помогают детям развивать слух, зрение, осязание, потому что всё яркое привлекает детей. Во время игр мы разговариваем, слушаем. В играх с конструктором, с пазлами, у детей развивается мелкая моторика рук. Очень часто во время дидактических игр на развитие сенсорики, нужно обязательно показывать способ, последовательность, а потом уже ребёнок должен сам играть, повторить те действия, которые мы ему показали. Ребёнок будет прикасаться руками к деталям, он будет смотреть, как это всё происходит, будет складывать детали разных цветов, форм.
Таким образом в голове у ребёнка складывается определённая схема, которая способствует развитию сенсорных способностей, потому что ребёнок будет думать, размышлять, как это сделать, сложить может поменять детали местами, получится ли у него. В результате у него получается либо повторная копия того что ему показали, либо что- то своё, что пришло ему в голову.
Одной из главных систем в жизни человека является сенсорная чувствительность, т. к. без неё человек не может существовать, поэтому её необходимо развивать. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, нужно понимать, что у детей любого возраста есть свои задачи, которые зависят от возраста детей.
Задачи сенсорного развития детей в средней группе.
обогащать опыт детей способами обследования предметов- важно закреплять у детей полученные ранее навыки и дополнять их новыми.
совершенствовать восприятие путём активного использования всех органов чувств- у детей обогащать чувственный опыт, умение фиксировать полученные впечатления в речи, чтобы ребёнок мог объяснить то, что он увидел, выполнил, попробовал.
учить использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов -составлять предметы по цвету, по форме, по качеству, определять предметы по весу.
В качестве средств сенсорного воспитания у детей среднего дошкольного возраста используются дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.
Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определённой системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.
Основная особенность дидактических игр- обучающая. Соединения в дидактических играх обучающей задачей, наличие готового содержания и правила даёт возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются игровую задачу.
В дидактических играх и упражнениях надо представлять детям возможность:
1. повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии;
2. оформлять чувственное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет).Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;
3. делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;
4. соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).
Используя дидактическую игру в воспитательно- образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируется доброжелательность, выдержка.
Другое развитие детской сенсорики- конструирование, которое является практической деятельностью, направленной на получение определённого продукта.
Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.
Конструируя ребёнок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребёнок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез).
Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления.
Рисование и аппликация- виды изобразительной деятельности, основное назначение которой- образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия- наблюдения.
Изобразительная деятельность- это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-нибудь предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположению частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.
Сенсорное воспитание необходимо, планировать в тесной связи со всеми остальными разделами работы, включать в процесс интегрированной деятельности, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Так успешная организация занятий по ознакомлено с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определённого уровня физического развития ребёнка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию предметов, при работе с мозаикой, рисований красками.
Основным методом организации игр- занятий является побуждения интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалом, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы –вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика). Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания.