Инна Шелбогашева
Консультация «Организация ранней профориентации в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для воспитателей и родителей. Но разнообразие технологий при реализации ранней профориентации ребенка дошкольного возраста, даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.
Одним из перспективных методов ознакомлении дошкольников с профес-сиями взрослых является метод создания лэпбука, так как позволяет детям усво-ить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Изготовление лэпбука помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни реб нка, а также заинтересовать его, вовлечь в эту деятельность. Каждый реб нок имеет возможность проявить себя, почувствовать себя нужным, значимым, учит быть уверенным в своих силах. Насыщенная, ч тко спланированная совместная деятельность детей и взрослых эффективно отражается на качестве самостоятельной деятельности детей.
Публикация «Консультация „Организация ранней профориентации в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Самостоятельная деятельность детей в процессе ознакомления с профес-сиями взрослых имеет следующие формы организации :
– игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные);
– продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изго-товление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполне-ние коллажей и плакатов);
– выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого);
– экспериментирование.
Игры, связанные с профессией. Самое главное правило для взрослых: ре-бенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных про-фессий.
Важную роль в работе по профориентации играют дидактические игры. Они способствуют усвоению, закреплению у воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе, систематизирует и углубляет знания о Родине, людей разных профессий и национальностей. Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь.
Для решения дидактической задачи - знакомство с профессиями взрослых, необходимо использовать такие игры:
- с предметами - подразумевают использование игрушек и реальных пред-метов с целью ознакомления с профессиями взрослых;
- настольно-печатные игры.
Настольно-печатные игры бывают нескольких видов:
1) подбор картинок по парам.
2) подбор картинок по общему признаку Дети подбирают картинки с соот-ветствующими предметами, тем самым учатся классифицировать предметы как результат определ нной трудовой деятельности;
3) составление разрезных картинок на профессиональную тему.
Словесные игры помогают пополнить словарный запас реб нка понятиями из профессиональной сферы. Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить представления детей о людях разных профессий. Независимо от вида дидактическая игра имеет определ нную структуру, которая отличает е от других видов игр и упражнений. - словесные игры.
Каждая игра обязательно должна содержать обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту дидактическую задачу, выполняя определ нные игровые действия, которые являются обязательным компонентом дидактической игры. При выполнении игровых действий необходимо соблю-дать определ нные правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей и самим воспитательно-образовательным процессам. Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить представления детей о людях разных профессий.
Например, есть игра на развитие ощущений и восприятия «Волшебный мешочек». В мешочек складываются различные предметы, связанные с разными профессиями. Не заглядывая внутрь его, - только на ощупь, – дети должны уга-дать предметы и связать их с какими-то профессиями.
Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление отдельных элементов представленной профессии. К профориентационным играм, которые можно предложить старшим дошкольникам, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию». Это: «Профессия на букву.», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу, «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?»).
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его ин-теллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.
Во время игр они учатся быть ответственными, серьезно относиться к по-ставленным перед ними задачам. Важны групповые игры для дошкольников по профориентации, так как дети начинают общаться друг с другом, делятся своими мечтами, любимыми книгами, рассказывают, почему выбрали для себя ту или иную роль в игре, то есть получают коммуникативные навыки (учатся работать в коллективе и слушать других участников игры). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения, воспитанники учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх воспитанники пытаются изобразить профессии своих родителей.
Таким образом, работа по профориентации с помощью игр направлена на то, чтобы объяснить ребенку, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать в интересующей профессии. Профориентация дошкольников - это важнейшая ступенька к будущему правильному выбору профессии, а игры по профориентации – это первые шаги к тому, что, возможно, когда-нибудь станет смыслом жизни.
Беседа с приглашенными представителями профессий (мастер-класс). Важ-но помнить, что специалистов необходимо готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Как правило, в первую очередь, это могут быть родители, которые могут прийти и рассказать о своей профессии. Многие роди-тели стесняются выступать перед аудиторией и сами не смогут составить план выступления – с ними надо работать. Рекомендуется следующий алгоритм проведения встречи со специалистами:
заранее договориться с родителями о визите, о цели посещения, сроках;
определиться с экскурсоводом (это может быть сам родитель дошкольника или другой человек, способный выполнить эту работу, с учетом возраста детей);
экскурсовод рассказывает о работе предприятия в целом и о деятельности отдельно взятого работника – родителя.
Результатом подобного мероприятия могут стать не только новые знания о профессиях, яркие впечатления от экскурсии, интересные фотографии, но и гордость конкретного реб нка за родителей, профессии которых являются значимыми для современного общества.
Оформление уголка профессий в пространстве группы. В этом уголке могут быть книги, фотоматериалы, раскраски так или иначе связанные с профессией. В процессе проведения занятия к этому уголку необходимо обра-щаться, чтобы он не был оформлен для «галочки».
Организация экскурсий на предприятия и организации города. Речь идет не только о крупных предприятиях и организациях. О наблюдении за деятельностью специалиста на рабочем месте можно договориться с руководителем ближайшего от ДОУ малого предприятия и т. д. В проведении экскурсии главное – сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий, а не смотреть «вообще организацию». Для целей профориентации важно показать существенные характеристики профессии. Посещение предприятия позволяет детям получить конкретные впечатления, знания и представления о современных и традиционных технологиях, заглянуть в мир «живого» производства. Такая экскурсия может заменить серию занятий, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения. Для того, чтобы оценить, насколько дети усвоили основные элементы профес-сии, можно попросить их нарисовать, как они себе представляют человека, выполняющего эту работу.
Работа с родителями. В каком возрасте ребенок может решить, кем он хочет стать? Как понять, к каким видам деятельности ребенок имеет наибольшие способности, внутреннюю склонность? В зависимости от особенностей характера, его темперамента и способностей у него начинает проявляться интерес к определенным профессиям. Кто-то просит родителей купить ему машинку, кто-то аптечку, кому-то интересно шитье, а кто-то не может усидеть на месте: его тянет бегать, танцевать, петь и т. п. Понимание своих детей, их интересов и мечтаний – важнейшая задача для каждого родителя. Решение этой задачи часто вызывает множество вопросов у пап и мам.