Анчымаа Тактарова
Консультация «Обучение русскому языку детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю коллегам методику достижения эффективного обучения русскому языку детей старшей группы средствами использования малых форм фольклора русского народа, которую я использую в своей работе.
Публикация «Консультация „Обучение русскому языку детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора русского народа“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
В своей работе пронаблюдала такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с малыми фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек,загадок. Воспитатели редко используют эти формы на занятиях обучения русскому языку. В некоторых детских садах обучение сводится к подготовке к школе, к усвоению грамоты.
В настоящее время появилось достаточно большое количество различных парциальных программ использования традиционной культуры в воспитательно-образовательном процессе. Среди них хочется выделить программу "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" под редакцией О. Л. Князева, М. Д. Маханева.
Но в этой программе также не существует разработанного конкретного содержания методики обучения русскому языку средствами малых форм фольклора, нет определения и качественных характеристик уровней обучения русскому языку по данному направлению.
Как следствие, воспитатели вынуждены искать отдельные способы обучения русскому языку, посредством малых форм фольклора. Решение данной проблемы составляет цель работы:выявить оптимальные условия обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
В своей работе придерживалась методики А. М. Бородич. Прежде всего подобрала нужное количество скороговорок на длительный срок, распределив их по трудности. Автор рекомендует заучивать одну-две скороговорки в месяц-это восемь-пятьнадцать на учебный год.
Новую скороговорку произносили наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающие звуки. Читаю её несколько раз,
негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями, прежде поставив перед детьми задачу: послушать и посмотреть внимательно, как произноситься скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить её очень отчетливо. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают её.При повторении скороговорки детей периодически вызывала к столу, чтобы остальные видели их артикуляцию, мимику.
Еще в своей работе учила детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребенка, используя наглядность прямого и переносного значения, художественную литературу, выход в практическую деятельность (обыгрывание пословиц).
Чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве, надо при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. Например: "У кого мордочка усатая и шубка полосатая? Кто часто умывается, но без воды? Кто ловит мышек и любит рыбкой полакомиться? Про кого эта загадка?
Потешки помогают и при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и в процессе игровой деятельности. Например: я в своей работе причесывая девочек и заплетая косы, чтобы вызвать радостное настроение, сопровождала этот процесс словами потешки.