Татьяна Терехова
Консультация «Общие рекомендации по организации ООД художественной деятельности» для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В начале учебного года педагог объединяет детей в группы по 2 – 3 ребенка, садится за стол рядом с ними и эмоционально вовлекает малышей в совместную деятельность. Важно, чтобы у детей возник интерес к изобразительной деятельности, появилось желание действовать с художественными материалами и создавать что-то своими руками. Первые занятия проводятся в течение пяти-восьми минут с каждой подгруппой детей. Во второй половине года занятие может длиться десять-двенадцать минут и быть фронтальным по способу организации детей.
Публикация «Консультация „Общие рекомендации по организации ООД художественной деятельности“ для детей раннего возраста» размещена в разделах
Основу художественного образования детей раннего возраста составляет сенсорное развитие. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Для этого необходимо создавать условия для познавательной деятельности (выявлять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения). Сенсорное воспитание предполагает решение следующих задач:
Развитие органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и др.);
Знакомство с сенсорными эталонами (форма, цвет, величина и т. д.);
Освоение способов обследования предметов (перцептивных действий).
Все методы обучения детей носят игровой и наглядно-действенный характер. Оптимальным является вариант образовательной ситуации, в которой дети сначала обследуют предмет, играют с ним и затем изображают. Необходимо, чтобы сначала дети создали образ предмета в лепке, затем в аппликации и, наконец, - в рисовании как самом сложном виде изобразительной деятельности. Зачастую одна и та же тема раскрывается в течение недели сначала в лепке или аппликации и затем в рисовании.
Работая с детьми раннего возраста, педагог может гибко подходить к планированию задач и содержания изобразительной деятельности. Очень важно проводить индивидуальную работу с детьми.
Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве, чтобы развивать у каждого воспитанника индивидуальные творческие способности. При этом основными задачами взрослого являются: помочь ребенку познать окружающую действительность, развивать наблюдательность, воспитывать чувство прекрасного, сформировать умения приемам изображения.
Задачи художественно-творческого развития детей 2-3 лет.
• Развивать восприятие детей, обогащать сенсорный опыт путём выделения формы предметов, обведения их по контуру поочерёдно то одной, то другой рукой.
• Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя свободу выбора содержания изображения.
• Привлекать внимание детей к изображённым ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать их задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.
• Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их. Учить рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные, пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.
• Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги).
• Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать. Учить держать карандаш и кисть свободно; карандаш – тремя пальцами выше отточенного конца, кисть – чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая её ворсом в баночку. Снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке.
Методы и приёмы.
Для того чтобы у детей возникло желание выполнять учебное задание, воспитателю необходимо проводить специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации.
Чтение стишков, песенок, потешек – важный методический приём. Он повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию.
Следует побуждать рисовать самые разнообразные предметы, окружающие и привлекающие внимание в процессе игр, наблюдений на прогулках, рассматривания, обведения руками по контуру предмета. Постепенно, обращая внимание детей на рисунок, надо учить находить их сходство получившихся на бумаге штрихов и линий с окружающими предметами.
Для успешного овладения рисованием важно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности : восприятие предметов различной формы (зрительное, осязательное, кинестетическое) и цвета.
Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности. Анализ работ должен идти от игрового персонажа.
Занятия должны доставлять детям радость!
Лепка
• Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином. Учить детей аккуратно пользоваться материалами.
• Учить детей отламывать комочки пластилина от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прежимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).
• Учить раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др., сплющивать комочек между ладонями (лепёшки, печенье, пряники, украшать их.
• Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок и т. п.
• Приучать детей к аккуратному обращению с материалами: класть пластилин и вылепленные предметы на дощечку или специальную заготовку.
Методы и приёмы
В лепке применяется информационно-рецептивный метод, т. е. подражательный, повторяющий формообразующие движения.
Занятия по лепке носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки.
Пластичные материалы предоставляют больше возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Воспитателю необходимо вызывать радостное настроение, оценивая сам процесс и результаты работы, и поддерживать у детей желание лепить.
Большое значение в процессе обучения имеют правильно подобранный материал и оборудование. Современные технологии позволили усовершенствовать используемый пластичный материал – пластилин стал более мягким и эластичным, приобрёл чистые и разнообразные расцветки, перестал липнуть к рукам. Эти качества превращают работу с ним в приятное и интересное занятие, как для детей, так и для взрослых.
Воспитателю необходимо сначала помочь каждому малышу найти в его рисунке тот образ, который он сотворил. Не надо навязывать в этот момент ребенку свои идеи, потому что это результаты его «грандиозной» работы, невидимо совершающейся в его душе, воплощение понимания того, как устроен мир, достигнутое собственным умом. Ребенок создает свой мир – мир игр, мир чувств и красок, мир увлечений и праздников.
Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и совершенствования, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. Однако без взрослых, без общения с ними и специального организованного обучения ребенок не овладеет этой деятельностью. Смысл деятельности, способы действий нужно раскрывать ребенку. Только овладевая всеми ее структурными компонентами, ребенок может стать субъектом этой деятельности, способным самостоятельно ставить цель, выбирать средства ее достижения, и получать результат.