Шанкова Суджата Мухадиновна
Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через чувственные отношения к родственником»
▼ Скачать + Заказать документы
МКОУ «СОШ № 7»
(дошкольное отделение 71)
г. о. Нальчик
"Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через чувственные отношения к родственникам"
Воспитатель Шанкова Суджата Мухадиновна
Публикация «Консультация „Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через чувственные отношения к родственником“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
В дошкольный период детства происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные способности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становиться воспитатели и родственники.
В младенческие годы и весь дошкольный период человека воспитывается семьей, жизнью семьи. Здесь зарождаются его симпатий, потребности, интересы, здесь обозначается его характер. И поэтому жизнь семьи, ее нравы, традиций, влечения, идеалы, развлечения влияют на его дальнейшую судьбу.
Ребенок первоначально обучается различным чувственным ощущениям через чувства и отношения чему- либо матери и отца. Стало быть, семья является школой понимания, школой воспитания.
Через призму отношений ребенка к его близким мы, педагоги, имеем уникальную возможность прививать детям самые лучшие нравственно – патриотические качества характера.
Активное взаимодействие семьи и педагогов позволит воздвигнуть тот фундамент, на котором смогут базироваться лучшие семейные традиций, позволяющие воспитателю найти правильный подход к ребенку к его внутреннему миру.
С самого раннего возраста в детском саду у детей воспитывается чувство Родины. Программа воспитания и обучения дошкольников предполагает постепенное знакомство детей с фольклором, с народными традициями, а также с родной природой, особенностями места проживания.
Самые маленькие дети в возрасте 2-3 лет через наблюдение явлений природы знакомятся с растениями родного края. Народные потешки и заклинки про солнышко, дождик, радугу или снежок формируют у них представление не только о климатических особенностях региона, но и чувство малой Родины. В рамках этой же темы малыши знакомятся с детским садом, совершают экскурсии на почту и в магазин, к ближайшим памятникам и учреждениям культуры. Повторный просмотр слайдов презентации по темам экскурсий способствует лучшему усвоению детьми полученной информации.
Нравственное воспитание дошкольников тесно связано с патриотическим. Дети учатся уважительно относиться к людям других национальностей, изучают их обычаи и традиции, участвуют в национальных праздниках и обрядах, играют в игры
народов мира. Приобщение к своей культуре происходит через народные праздники, традиционно отмечаемые в данном регионе. Эстетическое воспитание дошкольников используется для формирования у детей чувства прекрасного в процессе любования родной природой, произведениями искусства своего народа, художественного слова.
С младшего дошкольного возраста, в 3-4 года, ребята начинают различать людей различной расовой принадлежности. Современная миграция народов позволяет им получать знания о разных расах, лично общаясь с детьми в своей группе. Патриотическое воспитание дошкольников начинается с запоминания названия своей страны – России. Дети получают сведения и о том, что существуют другие страны и континенты. Карта мира может быть расположена в группе, но педагоги пока не предъявляют к детям требования знать названия стран, а только обозначают место России.
Праздники, которые проводятся с дошкольниками, равномерно распределяются в течение всего учебного года и являются основой содержания образовательной программы. В возрасте 3-4 лет дети, подготавливаясь к торжеству, учат стихи, песни. Это и есть патриотическое воспитание дошкольников, т. к. у детей появляются не только знания, но и ценностное отношение к своим традициям. Праздник Победы, День защитника Отечества, День космонавтики, День народного единства и другие – это праздники, формирующие у детей гордость за свою Родину, за своих людей.
Патриотическое воспитание дошкольников охватывает несколько образовательных областей. Через область «Познавательное развитие» дети получают сведения о своей Родине, о других странах, о разных народностях и их традициях. Образовательная область «Речевое развитие» позволяет детям наладить общение со сверстниками, получать сведения от старших родственников об истории родного края, область «Художественно – эстетическое развитие» позволяют детям лучше изучить произведения искусства, освоить навыки изображения росписей и украшения одежды людей тех национальностей, которые проживают в регионе.
Педагоги помогают родителям правильно сделать отбор фильмов для просмотра и произведений для домашнего чтения с целью нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам
Мероприятия по патриотическому воспитанию в ДОУ приурочивают обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день.
При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.
Например, при подготовке празднования Дня Победы можно провести акцию «Голубь мира», изготовив вместе с родителями белых бумажных голубей как символов мирной жизни. Для самого мероприятия выучить военные песни, стихотворения соответствующей тематики. Можно организовать встречу с ветеранами или детьми войны в рамках проекта
«Такое разное детство: война и мир»
Народные праздники
Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в ДОУ организовывают беседы-занятия по ознакомлению с народным бытом, но лучше всего дети осваивают информацию во время игры. Можно отметить народные праздники песнями, танцами, хорошим настроением приобщиться к традициям.
Начинают празднования с Рождества и старого Нового года. Дети учат колядки, потом ходят в гости группами, поют, получая сладости в вознаграждение.
Празднование Равноденствие (Масленица) можно организовать во время прогулки, участвовать в нем могут все дети ДОУ одновременно. В представлении принимают участие Зима, Весна. Дошкольники знакомятся с историей возникновения праздника, его сутью и символами. Основной символ Масленицы – блины, к их изготовлению можно привлечь родителей, устроить своеобразную ярмарку.
Важную роль играет также поликультурное воспитание дошкольников, позволяющее жить всем детям в мире и дружбе, несмотря на национальные, религиозные и прочие отличия. Таким образом, подводя итоги можно сказать, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого поколения, которое необходимо вводить в общеобразовательную программу детских садов, поскольку в результате мы можем получить патриотический настроенных детей, которые будут любить свою страну и оберегать ее.