Ирина Жаворонкова
Консультация «Наблюдение как метод ознакомления с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
При ознакомлении дошкольников с окружающим миром особое место отводится методу наблюдения. Этот метод находит свое признание с давних времен. Еще в 17 веке его по достоинству оценил великий чешский педагог Ян Амос Каменский. Он считал, что всякое учение надо начинать не со словесного объяснения вещей, а с предметного их наблюдения.
Н. К. Крупская обращала внимание воспитателей на то, что необходимо изучать явления природы лишь наблюдая их, а В. А. Сухомлинский призывал сделать «каждый шаг путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы».
Публикация «Консультация „Наблюдение как метод ознакомления с природой“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Наблюдение как метод обучения играет большую роль во всестороннем развитии ребенка. В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Словом, наблюдения постоянно обогащают сознание ребенка новыми знаниями.
Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие эмоционально воздействует на детей, вызывает у них удивление, восторг.
В процессе наблюдений окружающей природы создаются благоприятные возможности для разнообразной практической деятельности детей, для формирования гуманных чувств к представителям животного и растительного мира.
Наблюдения способствуют выработке в ребенке самостоятельности, организованности, инициативности.
В процессе наблюдений рождается и крепнет бесценное свойство человеческой личности – наблюдательность.
Любое наблюдение надо начинать с постановки цели, сообщения задания и определения объекта. Все эти компоненты должны быть четко сформулированы и сообщены детям. Не следует давать заданий типа «наблюдай погоду», «наблюдай растения». Задания должны быть нацелены на то, чтобы внимание ребенка было обращено на конкретные предметы или на их части, на то, что непосредственно окружает ребенка в момент наблюдения.
Важным условием является разумный отбор объектов. Целесообразно при каждом наблюдении исследовать 1-2 объекта. Отобранный объект должен быть доступным для наблюдения в любое время года и в любую погоду.
Цель наблюдения – полнее запечатлеть образ данного предмета или явления. Чтобы способствовать этому, в процессе руководства наблюдением можно применять различные примы. Эффективными приемами являются такие, как заслушивание устных описаний рассматриваемого предмета, анализ рисунков, сделанных по материалам наблюдений. Полезно проводить повторные наблюдения по истечении какого –то срока – недели, месяца, года.
Так же применим в наблюдениях и такой прием, как имитация ребенком движений, звуков предметов и явлений природы. Например, можно предложить детям повторить движение крыльев птицы при полете. Попытка таких имитаций заставляет дошкольника внимательнее всматриваться, вслушиваться в предмет, явления.
Эффективность наблюдений может в значительной степени повыситься, если ребенок будет фиксировать результаты своих наблюдений, например, в календаре природы.
Для формирования умения видеть, очень важно поддержать интерес к наблюдениям. Это способствует более быстрому запечатлению образцов наблюдаемых объектов, стимулирует активно-творческую деятельность.
Интерес к наблюдениям поддерживается и тогда, когда воспитатель не только фиксирует то, что дети услышали или увидели, а пытается помочь ребенку объяснить наблюдаемое, вскрыть его причину, установить связь явлений. Таким образом, результативность процесса наблюдения во многом зависит от его проницательности, которая достигается путем применения разных дидактических приемов.