МААМ-картинки

Консультация «Наблюдение как метод ознакомления с природой»

Ирина Жаворонкова
Консультация «Наблюдение как метод ознакомления с природой»
▼ Скачать + Заказать документы

При ознакомлении дошкольников с окружающим миром особое место отводится методу наблюдения. Этот метод находит свое признание с давних времен. Еще в 17 веке его по достоинству оценил великий чешский педагог Ян Амос Каменский. Он считал, что всякое учение надо начинать не со словесного объяснения вещей, а с предметного их наблюдения.

Н. К. Крупская обращала внимание воспитателей на то, что необходимо изучать явления природы лишь наблюдая их, а В. А. Сухомлинский призывал сделать «каждый шаг путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы».

Публикация «Консультация „Наблюдение как метод ознакомления с природой“» размещена в разделах

Наблюдение как метод обучения играет большую роль во всестороннем развитии ребенка. В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Словом, наблюдения постоянно обогащают сознание ребенка новыми знаниями.

Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие эмоционально воздействует на детей, вызывает у них удивление, восторг.

В процессе наблюдений окружающей природы создаются благоприятные возможности для разнообразной практической деятельности детей, для формирования гуманных чувств к представителям животного и растительного мира.

Наблюдения способствуют выработке в ребенке самостоятельности, организованности, инициативности.

В процессе наблюдений рождается и крепнет бесценное свойство человеческой личности – наблюдательность.

Любое наблюдение надо начинать с постановки цели, сообщения задания и определения объекта. Все эти компоненты должны быть четко сформулированы и сообщены детям. Не следует давать заданий типа «наблюдай погоду», «наблюдай растения». Задания должны быть нацелены на то, чтобы внимание ребенка было обращено на конкретные предметы или на их части, на то, что непосредственно окружает ребенка в момент наблюдения.

Важным условием является разумный отбор объектов. Целесообразно при каждом наблюдении исследовать 1-2 объекта. Отобранный объект должен быть доступным для наблюдения в любое время года и в любую погоду.

Цель наблюдения – полнее запечатлеть образ данного предмета или явления. Чтобы способствовать этому, в процессе руководства наблюдением можно применять различные примы. Эффективными приемами являются такие, как заслушивание устных описаний рассматриваемого предмета, анализ рисунков, сделанных по материалам наблюдений. Полезно проводить повторные наблюдения по истечении какого –то срока – недели, месяца, года.

Так же применим в наблюдениях и такой прием, как имитация ребенком движений, звуков предметов и явлений природы. Например, можно предложить детям повторить движение крыльев птицы при полете. Попытка таких имитаций заставляет дошкольника внимательнее всматриваться, вслушиваться в предмет, явления.

Эффективность наблюдений может в значительной степени повыситься, если ребенок будет фиксировать результаты своих наблюдений, например, в календаре природы.

Для формирования умения видеть, очень важно поддержать интерес к наблюдениям. Это способствует более быстрому запечатлению образцов наблюдаемых объектов, стимулирует активно-творческую деятельность.

Интерес к наблюдениям поддерживается и тогда, когда воспитатель не только фиксирует то, что дети услышали или увидели, а пытается помочь ребенку объяснить наблюдаемое, вскрыть его причину, установить связь явлений. Таким образом, результативность процесса наблюдения во многом зависит от его проницательности, которая достигается путем применения разных дидактических приемов.

Публикации по теме:

Нравственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой родного края В системе народного образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. В современном обществе с его.

Формирование познавательной активности путем ознакомления с природой родного края Чувство любви к Родине, родному краю – одно из самых сильных чувств. А почувствует ли человек привязанность к родной земле, если отдаляется.

Консультация «Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края» Разработка содержания экологического образования дошкольников и его экспериментальная апробация убедили специалистов в том, что природа.

Методика ознакомления дошкольников с природой Каждый из нас, став взрослым, хранит в памяти самые запоминающиеся эпизоды из своего детства. Мы помним первый цветок мать-и-мачехи на весенней.

Наблюдение как метод обучения в дошкольной педагогике Методы обучения, разработанные дидактикой, конкретизируются в каждой отдельной методике. Метод обучения – способ работы воспитателя и детей,.

Организация праздников и досугов для ознакомления дошкольников с природой родного края Одним из средств ознакомления с родным краем является знакомство с мордовскими подвижными играми. Они содержат в себе многовековой опыт.

Консультация «Развитие опытно-экспериментальной деятельности детей посредством ознакомления с неживой природой» К моменту поступления в школу ребенок должен иметь достаточно полное и правильное представление, как о внешних свойствах явлений неживой.

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад №126 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения».

Консультация для воспитателей «Воспитание доброты и милосердия у младших дошкольников в процессе ознакомления с природой» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение природой положительно влияет на человека, делает его добрее, будит в н лучшие.

Выступление на педагогическом совете «Наблюдение как наглядный метод ознакомления детей дошкольного возраста с природой» Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Наблюдение как метод ознакомления с природой»
Опубликовано: 15 февраля 2016 в 21:56
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Наблюдение как метод ознакомления с природой»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Жаворонкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД