Надежда Беспалова
Консультация «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети очень активны. Очень часто они стремятся выполнить различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддерживать их в этом. На просьбу ребенка «я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребенок стал более ловким, умелым, меньше обливаться при умывании, может сам раздеться и т. д. Полезнее было бы матери или отцу потратить время на то, чтобы научить ребенка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. Формирование самостоятельности в младшем дошкольном возрасте во многом зависит от совместных целенаправленных усилий воспитателей детского сада и родителей. Роль родителей в воспитании самостоятельности младшего дошкольника более значима, чем роль воспитателя дошкольного учреждения, так как все интересы ребёнка пока ориентированы преимущественно на взрослых, а не на сверстников по дошкольному учреждению. Поэтому, в младшем дошкольном возрасте особенно важно сотрудничество семьи и детского сада в формировании самостоятельности у детей.
Публикация «Консультация „Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляются устойчивое желание самоутвердиться. Труд должен приносить ребенку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Опыт придет постепенно. Сначала надо вызвать интерес. Важно, чтобы с раннего детства ребенок усвоил, что работать трудно, но почетно.
Подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя - это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого. Подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.
Могут ли наши детки выполнить перечисленные ниже действия.
а) Мыть руки, засучивая рукава?
б) Мыть лицо, не разбрызгивая воду?
в) Пользоваться мылом?
г) Сухо вытираться полотенцем?
д) Замечать непорядок в одежде, обращаться за помощью?
е) Убирать на место игрушки, пить из чашки, пользоваться ложкой, салфеткой?
Чтобы ребёнку было интересно старайтесь использовать больше потешек.
Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребенку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.
Для того, чтобы приобрести эти навыки требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности. Приспособить к росту ребенка вешалку для одевания, выделить место для хранения предметов туалета, постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т. д.
Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи. Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом. Это помогает ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.
Постепенное усложнение требований, перевод ребенка на новую ступень самостоятельности поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки. В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости.
Самостоятельность необходимо целенаправленно формировать с самого раннего детства. Как и другие личностные черты, человек приобретает только в процессе социализации.