Марина Альмурзаева
Консультация на тему «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему «Воспитание культурно-гигиенических
навыков у детей дошкольного возраста».
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения.
Опрятность, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не
только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Воспитание у дошкольников навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
Публикация «Консультация на тему „Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Темочки
ФГОС ДО направлен на решение многих задач, и к основным из них относится
охрана и укрепление здоровья детей, а также формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их нравственных, эстетических качеств, самостоятельности и ответственности ребенка.
Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей,
формирование культурно-гигиенических навыков происходит при реализации всех
областей. В частности, при реализации образовательной области «Физическое развитие», где одной из задач является становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами; образовательной области «Социально - коммуникативное развитие», где одной из задач является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, становление самостоятельности; образовательной области «Познавательное развитие», где одной из задач является формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. В программе «От рождения до школы» воспитание культурно - гигиенических навыков относится к области социально-коммуникативного развития.
Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего
возраста, при формировании культурно–гигиенических навыков идт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, «вхождения» его в мир взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.
Поэтому здесь можно выделить три понятия:
1. Умения – это сформированные у ребенка способности совершать определенные
действия на основе полученных знаний.
2. Навыки – это автоматизированные действия, формируемые в результате
многократных повторений и упражнений. (Для того чтобы у ребенка выработался навык,
взрослый показывает ему каждую операцию, составляющую действие, и, комментируя ее,
отмечает предметы и условия, в которых она протекает. Затем взрослый действует вместе
с малышом, выполняя сопряженные действия. Например, берет его руки в свои,
намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный
образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно
протекает. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность,
контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат. При
формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться).
3. Привычки – действия, выполнение которых становятся потребностью.
Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя
санитарно-гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется
представление о собственном теле.
Основными задачами формирования КГН являются:
• приучать детей следить за своим внешним видом, формировать умение правильно
пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после
умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчской и носовым платком;
• формировать простейшие навыки поведения за столом : правильно пользоваться
столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережвывать пищу с
закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом. ;
• создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать
полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
Воспитание гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их
успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с
учетом возраста детей.
1. Показ и объяснение.
В раннем возрасте показ должен сопровождаться пояснением, причем необходимо
четко разделять новое действие на операции: сначала акцентировать внимание на
наиболее важном, а потом-незначительном. Объяснение нового действия дается очень
подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое может
быть обращено ко всем или отдельным детям. Напоминание может быть косвенным
(воспитатель заранее настраивает детей на правильное выполнение задания и затем
вскользь напоминает) и прямым.
2. Упражнение и контроль.
Упражнение: без него ни один навык не может быть сформирован, так как только в
активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические
стереотипы. Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует
проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля
ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков.
3. Пример взрослых.
Нужно постепенно помнить о том, что дети в раннем возрасте очень
наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них
образцом. Пример может быть прямым («делай как я») и косвенным (воспитатель
использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их
внимание). Обучение ребенка, в основе которого лежит подражание, начинается очень
рано, когда он еще не понимает. От природы у детей хорошо развиты эмоциональномеханическая память, непроизвольное внимание. Именно поэтому ребенок, наблюдая за
взрослыми, фиксирует, перенимает, формирует, создавая свою «энциклопедию» навыков,
привычек, знаний.
4. Игровые приемы.
Игровые приемы позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою
педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша. Игровые
приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Помогают закрепить
имеющиеся навыки дидактической игры, игры «в ошибки».
5. Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг,
бесед, инсценировок.
Все это уточняет представления детей о том, как надо применять тот или иной
навык.
6. Единство требований со стороны взрослых.
Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем,
помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно
закреплять гигиенические навыки, воспитываемые в детском саду. Важно, чтобы взрослые
подавали ребенку пример и сами соблюдали гигиенические правила.
Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры
поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве
навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в
течение всей его последующей жизни. Для эффективного гигиенического воспитания
дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно
постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.