Папки-передвижки

Консультация на тему «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»

Марина Альмурзаева
Консультация на тему «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация на тему «Воспитание культурно-гигиенических

навыков у детей дошкольного возраста».

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения.

Опрятность, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не

только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Воспитание у дошкольников навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

Темочки:

ФГОС ДО направлен на решение многих задач, и к основным из них относится

охрана и укрепление здоровья детей, а также формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их нравственных, эстетических качеств, самостоятельности и ответственности ребенка.

Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей,

формирование культурно-гигиенических навыков происходит при реализации всех

областей. В частности, при реализации образовательной области «Физическое развитие», где одной из задач является становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами; образовательной области «Социально - коммуникативное развитие», где одной из задач является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, становление самостоятельности; образовательной области «Познавательное развитие», где одной из задач является формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. В программе «От рождения до школы» воспитание культурно - гигиенических навыков относится к области социально-коммуникативного развития.

Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего

возраста, при формировании культурно–гигиенических навыков идт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, «вхождения» его в мир взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.

Поэтому здесь можно выделить три понятия:

1. Умения – это сформированные у ребенка способности совершать определенные

действия на основе полученных знаний.

2. Навыки – это автоматизированные действия, формируемые в результате

многократных повторений и упражнений. (Для того чтобы у ребенка выработался навык,

взрослый показывает ему каждую операцию, составляющую действие, и, комментируя ее,

отмечает предметы и условия, в которых она протекает. Затем взрослый действует вместе

с малышом, выполняя сопряженные действия. Например, берет его руки в свои,

намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный

образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно

протекает. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность,

контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат. При

формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться).

3. Привычки – действия, выполнение которых становятся потребностью.

Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя

санитарно-гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется

представление о собственном теле.

Основными задачами формирования КГН являются:

• приучать детей следить за своим внешним видом, формировать умение правильно

пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после

умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчской и носовым платком;

• формировать простейшие навыки поведения за столом : правильно пользоваться

столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережвывать пищу с

закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом. ;

• создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать

полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;

Воспитание гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их

успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с

учетом возраста детей.

1. Показ и объяснение.

В раннем возрасте показ должен сопровождаться пояснением, причем необходимо

четко разделять новое действие на операции: сначала акцентировать внимание на

наиболее важном, а потом-незначительном. Объяснение нового действия дается очень

подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое может

быть обращено ко всем или отдельным детям. Напоминание может быть косвенным

(воспитатель заранее настраивает детей на правильное выполнение задания и затем

вскользь напоминает) и прямым.

2. Упражнение и контроль.

Упражнение: без него ни один навык не может быть сформирован, так как только в

активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические

стереотипы. Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует

проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля

ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков.

3. Пример взрослых.

Нужно постепенно помнить о том, что дети в раннем возрасте очень

наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них

образцом. Пример может быть прямым («делай как я») и косвенным (воспитатель

использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их

внимание). Обучение ребенка, в основе которого лежит подражание, начинается очень

рано, когда он еще не понимает. От природы у детей хорошо развиты эмоциональномеханическая память, непроизвольное внимание. Именно поэтому ребенок, наблюдая за

взрослыми, фиксирует, перенимает, формирует, создавая свою «энциклопедию» навыков,

привычек, знаний.

4. Игровые приемы.

Игровые приемы позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою

педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша. Игровые

приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Помогают закрепить

имеющиеся навыки дидактической игры, игры «в ошибки».

5. Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг,

бесед, инсценировок.

Все это уточняет представления детей о том, как надо применять тот или иной

навык.

6. Единство требований со стороны взрослых.

Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем,

помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно

закреплять гигиенические навыки, воспитываемые в детском саду. Важно, чтобы взрослые

подавали ребенку пример и сами соблюдали гигиенические правила.

Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры

поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве

навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в

течение всей его последующей жизни. Для эффективного гигиенического воспитания

дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно

постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Публикации по теме:

«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Фотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыковФотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков «Ну, что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребёнок таков. А ведь опрятность и аккуратность.

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Мойдодыр в гостях у ребят»Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Мойдодыр в гостях у ребят» Цель: формирования позитивного отношения к культурно-гигиеническим навыкам. Задачи. - Усвоение элементарных знаний о навыках здорового образа.

Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно — гигиенических навыков детьми трёх — четырех лет» Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно – гигиенических навыков детьми трёх – четырех лет». В 3 года дети многое умеют.

Лэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 летЛэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 лет Лепбук «Наш друг - Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков, для реализации во второй младшей группе детского сада. Лепбук.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

Перспективное планирование «Формирование культурно-гигиенических навыков» в старшей группе (февраль — май) ФЕВРАЛЬI неделя Тема: «Как умываются животные» Цель: Продолжать учить детей правильно мыть руки и умывать лицо. Воспитывать наблюдательность.

Перспективное планирование «Формирование культурно-гигиенических навыков» старшая группа (сентябрь-январь) СЕНТЯБРЬI неделяТема: «Как нужно ухаживать за собой» Цель: Повысить осведомленность ребенка в вопросах ухода за собой. Воспитывать привычку.

Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация на тему «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 9 января 2020 в 20:26
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация на тему «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Альмурзаева (УИ 2003639) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД