МААМ-картинки

Консультация на тему «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»

Марина Альмурзаева
Консультация на тему «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация на тему «Воспитание культурно-гигиенических

навыков у детей дошкольного возраста».

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения.

Опрятность, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не

только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Воспитание у дошкольников навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

Публикация «Консультация на тему „Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

ФГОС ДО направлен на решение многих задач, и к основным из них относится

охрана и укрепление здоровья детей, а также формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их нравственных, эстетических качеств, самостоятельности и ответственности ребенка.

Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей,

формирование культурно-гигиенических навыков происходит при реализации всех

областей. В частности, при реализации образовательной области «Физическое развитие», где одной из задач является становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами; образовательной области «Социально - коммуникативное развитие», где одной из задач является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, становление самостоятельности; образовательной области «Познавательное развитие», где одной из задач является формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. В программе «От рождения до школы» воспитание культурно - гигиенических навыков относится к области социально-коммуникативного развития.

Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего

возраста, при формировании культурно–гигиенических навыков идт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, «вхождения» его в мир взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.

Поэтому здесь можно выделить три понятия:

1. Умения – это сформированные у ребенка способности совершать определенные

действия на основе полученных знаний.

2. Навыки – это автоматизированные действия, формируемые в результате

многократных повторений и упражнений. (Для того чтобы у ребенка выработался навык,

взрослый показывает ему каждую операцию, составляющую действие, и, комментируя ее,

отмечает предметы и условия, в которых она протекает. Затем взрослый действует вместе

с малышом, выполняя сопряженные действия. Например, берет его руки в свои,

намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный

образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно

протекает. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность,

контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат. При

формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться).

3. Привычки – действия, выполнение которых становятся потребностью.

Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя

санитарно-гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется

представление о собственном теле.

Основными задачами формирования КГН являются:

• приучать детей следить за своим внешним видом, формировать умение правильно

пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после

умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчской и носовым платком;

• формировать простейшие навыки поведения за столом : правильно пользоваться

столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережвывать пищу с

закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом. ;

• создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать

полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;

Воспитание гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их

успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с

учетом возраста детей.

1. Показ и объяснение.

В раннем возрасте показ должен сопровождаться пояснением, причем необходимо

четко разделять новое действие на операции: сначала акцентировать внимание на

наиболее важном, а потом-незначительном. Объяснение нового действия дается очень

подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое может

быть обращено ко всем или отдельным детям. Напоминание может быть косвенным

(воспитатель заранее настраивает детей на правильное выполнение задания и затем

вскользь напоминает) и прямым.

2. Упражнение и контроль.

Упражнение: без него ни один навык не может быть сформирован, так как только в

активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические

стереотипы. Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует

проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля

ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков.

3. Пример взрослых.

Нужно постепенно помнить о том, что дети в раннем возрасте очень

наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них

образцом. Пример может быть прямым («делай как я») и косвенным (воспитатель

использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их

внимание). Обучение ребенка, в основе которого лежит подражание, начинается очень

рано, когда он еще не понимает. От природы у детей хорошо развиты эмоциональномеханическая память, непроизвольное внимание. Именно поэтому ребенок, наблюдая за

взрослыми, фиксирует, перенимает, формирует, создавая свою «энциклопедию» навыков,

привычек, знаний.

4. Игровые приемы.

Игровые приемы позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою

педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша. Игровые

приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Помогают закрепить

имеющиеся навыки дидактической игры, игры «в ошибки».

5. Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг,

бесед, инсценировок.

Все это уточняет представления детей о том, как надо применять тот или иной

навык.

6. Единство требований со стороны взрослых.

Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем,

помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно

закреплять гигиенические навыки, воспитываемые в детском саду. Важно, чтобы взрослые

подавали ребенку пример и сами соблюдали гигиенические правила.

Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры

поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве

навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в

течение всей его последующей жизни. Для эффективного гигиенического воспитания

дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно

постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Публикации по теме:

«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Фотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыковФотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков «Ну, что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребёнок таков. А ведь опрятность и аккуратность.

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Мойдодыр в гостях у ребят»Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Мойдодыр в гостях у ребят» Цель: формирования позитивного отношения к культурно-гигиеническим навыкам. Задачи. - Усвоение элементарных знаний о навыках здорового образа.

Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно — гигиенических навыков детьми трёх — четырех лет» Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно – гигиенических навыков детьми трёх – четырех лет». В 3 года дети многое умеют.

Лэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 летЛэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 лет Лепбук «Наш друг - Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков, для реализации во второй младшей группе детского сада. Лепбук.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

Перспективное планирование «Формирование культурно-гигиенических навыков» в старшей группе (февраль — май) ФЕВРАЛЬI неделя Тема: «Как умываются животные» Цель: Продолжать учить детей правильно мыть руки и умывать лицо. Воспитывать наблюдательность.

Перспективное планирование «Формирование культурно-гигиенических навыков» старшая группа (сентябрь-январь) СЕНТЯБРЬI неделяТема: «Как нужно ухаживать за собой» Цель: Повысить осведомленность ребенка в вопросах ухода за собой. Воспитывать привычку.

Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация на тему «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 9 января 2020 в 20:26
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация на тему «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Альмурзаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД