Нечаева Юлия
Консультация «Территория детского сада как образовательное пространство для изучения и поддержки биоразнообразия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Территория детского сада как образовательное пространство для изучения и поддержки биоразнообразия"
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Публикация «Консультация „Территория детского сада как образовательное пространство для изучения и поддержки биоразнообразия“» размещена в разделах
На протяжении нескольких лет одним из направлений работы нашего детского сада является ознакомление детей с родной природой, формированием экологической культуры. На участках детского сада воспитатели организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в их памяти, способствуют формированию любви к природе, естественного интереса к окружающему миру.
На территории детского сада создана экологическая тропа - одна из современных форм воспитания и образования детей в экологически значимом пространстве. Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. Ассортимент растений максимально расширен, он выполняет не только декоративные функции, но и знакомит детей с многообразием флоры, но при этом из нее исключены колючие и ядовитые растения. На образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты, знакомясь с растениями и насекомыми, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов, участками естественных биоценозов и т. п., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в различных видах экологически ориентированной деятельности.
Главное назначение экологической тропы для дошкольников не столько информационное, сколько деятельностно - игровое.
Деятельность детей на экологической тропе нашего ДОУ позволяет воспитывать ребенка через отношение с природой, формировать высокую экологическую культуру поведения в природной среде, воспитывать гуманное отношение к природе, формировать систему экологических знаний и представлений, развивать эстетические чувства, участвовать в посильной деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Материал и формы работы подбираются разнообразные; всегда находится что-то новое, необычное, увлекательное и интересное для детей.
Перед большинством выходов по экологической тропе проводиться предварительная работа: чтение стихов, прозы об объекте тропы, беседа о правилах ухода за объектом, правилах поведения на тропе.
Составлена карта - схема экологической тропинки, на которой указаны все уголки и значками отмечены точки экологической тропинки.
Экологическая тропа нашего детского сада включает в себя несколько видовых точек, это: березовая роща, уголок леса, огород, птичий дворик, цветник «Цветочные часы», «Огород»,
«Березовая роща». Объекты для наблюдения: березы. Дети наблюдают за мхом на стволах с северной стороны (ориентирование, насекомыми, наблюдают за изменением окраски листьев в разное время года, за птицами.
«Огород». Объекты для наблюдения: лук, чеснок,, капуста,, салат, морковь, огурцы, помидоры, фасоль и т. д. Огород представляет собой экологическую точку на открытом хорошо освещенном пространстве. На нем произрастают районированные культуры, неприхотливые к условиям обитания и привлекательные для проведения наблюдений.
«Птичий дворик». Объекты для наблюдения: кормушки. Дети знакомятся с разновидностью птиц, учить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам. В зимнее время года дети подкармливают птиц, весной – обновляют и ремонтируют вместе с родителями скворечники, наблюдают за повадками птиц, ежегодно проводят праздник птиц.
Цветник - на каждом групповом участке дети видят, как растут цветы, ухаживают за ними и собирают семена, украшают ими свое помещение; на свободных местах газона, особенно тех, которые видны из окон, дети имеют возможность наблюдать цветущий пейзаж. В цветниках представлены различные неприхотливые однолетние и многолетние растения (последних больше). Из многолетников встречаются незабудки, золотые шары, ирисов, пионов; из однолетних - ноготки, космея, бархатцы, эшольция, петуния, настурция. Цветы позволяют нам знакомиться с разнообразием красок, форм, запахов, вызывают радость и умиротворение, желание заботиться и ухаживать за ними.
«Альпийская горка»— это «дружба» камней и цветов. Она оживляет участок, здесь растения доступны детям, ребята могут ухаживать за ними. Уход за горкой позволяет расширить знания дошкольников о растениях, их разнообразии, условиях жизни, формирует чувство ответственности. Необычность альпийской горки вызывает особый интерес у ребят. Альпинарий поможет наглядно показать связи между растениями и насекомыми, которые их посещают. На альпийской горке обычно удачно сочетаются объекты живой и неживой природы, поэтому она может быть использована для проведения занятий по любому блоку программы. И наконец, общий вид альпинария, красота растений, сочетание различных красок — все это способствует развитию эстетического вкуса у детей и родителей.
Метеостанция это площадка для организации наблюдений и изучения явлений природы. На данном объекте располагается «метеорологический домик» и оборудование: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала (термометр, флюгер, песочные часы и др.)
«Лесная опушка» -имитирует дикую природу. Помимо высаженных кустарников, размещены старые пеньки, покрытые мхом, лишайником; искусственный муравейник.
«Сельский дворик» - с малыми архитектурными формами: фигуры животных (лошадка, поросята и др. ,плетень, улей для пчел. Все это способствует расширению кругозора детей, экологическому воспитанию.
«Тропа здоровья» - она выполнена из естественных материалов в форме небольших отрезков, мощенных разнофактурным природным материалом. Это спилы деревьев, галька, сосновые шишки, песок.
«Тропа здоровья» позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме. Упражнения с использованием природных материалов помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений ребёнка.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. На тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии.
По всей территории детского сада – на дорожках располагаются
рисованные игровые комплексы, включая в себя игрою атрибуты для
развития разных видов деятельности. Например, такие игры как:
классики, змейка, веселые облачка, счет, паровозик, солнышко. Гуляя
на прогулке, вокруг детского сада, дети с удовольствием играют в эти
игры. В нашем детском саду, есть горки, карусели, на которых дети с
удовольствием катаются.
В процессе формирования у детей знаний о природе громадное значение имеет желание и умение самого воспитателя находить в ней красивое и неповторимое и наслаждаться им.
Владея необходимыми знаниями и умениями, а также основными методами работы, воспитатель, любящий природу, сумеет сделать её могучим фактором всестороннего развития ребенка.
Она должна быть экологически чистой и безопасной. Дети должны почувствовать природу, увидеть уникальность флоры и фауны на примере зеленой зоны детского сада.