Мария Маршалко
Консультация для воспитателей «Современные технологии раннего обучения чтению»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель консультации – обобщить существующий опыт раннего обучения чтению, выделить плюсы и минуса каждого метода, отметить наиболее подходящий метод раннего обучения чтению в детском саду.
Звуковой (фонетический) метод
Это система обучению чтению, по которой учат в школе. Она базируется на алфавитном принципе. В основе обучения произношения букв и звуков, и когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, образующихся от слияния звуков, а потом к целым словам.
Плюсы метода:
Этот метод обычно используется для обучения чтения в школах, поэтому ребенку не придется «переучиваться».
Родители очень хорошо понимают этот принцип обучения.
Метод развивает фонематический слух ребенка, который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению.
Логопеды рекомендуют этот метод обучения чтению, поскольку он помогает избавляться от дефектов речи.
Учить ребенка читать по звуковому методу можно в любом удобном месте, некоторые упражнения можно выполнять даже на улице.
Минусы метода:
Обучение чтению таким образом, довольно длительный процесс, требующий определенного уровня развития ребенка, начинать заниматься по этому методу слишком рано – просто бессмысленно. Обычно первое время ребенок не понимает прочитанного, поскольку все его усилия будут направлены на то, чтобы прочитать и разобрать отдельные слова. Пониманию прочитанного придется уделять отдельное внимание.
Метод обучения по кубикам Зайцева
Этот метод предполагает обучение чтению на основе складов. Склад – это пара согласной и гласной, или из согласного и твердого или мягкого знака, или одной буквы. Обучение чтению по кубикам Зайцева проходит в виде веселой, подвижной и увлекательной игры в кубики.
Плюсы метода:
Ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв. Он не запинается и быстро осваивает чтение и логику построения слов.
На кубиках Зайцева есть лишь те сочетания букв, которые возможны в русском языке.
Кубики Зайцева позволяют обучать ребенка чтению с годовалого возраста. Система не привязана к определенному возрасту.
Если ребенок не успевает за темпом современных школьных программ, система Зайцева может стать помощью.
Занятия не занимают много времени.
Кубики Зайцева воздействуют на многие органы чувств. Они развивают музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, мелкую моторику рук, что само по себе сильнейшим образом влияет на развитие интеллекта.
Минусы метода:
Дети, выучившиеся читать по Зайцеву, часто проглатывают окончания, не могут разобраться в составе слова.
Детей приходится переучивать уже в первом классе, когда начинают проходить фонетический разбор слова.
Пособия Зайцева достаточно дорого стоят. При этом они недолговечны, малыш легко может их помять или погрызть.
Метод обучения по карточкам Домана
Этот метод учит детей распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В это методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку несколько раз в день показывается определенное количество карточек с четким проговариванием слов. В итоге ребенок воспринимает и прочитывает слово сразу, и учится читать очень быстро и рано.
Плюсы метода:
Возможность обучать чтению почти с рождения. Все обучение будет для него игрой, возможность узнать что-то новое и интересное.
У малыша будет развиваться феноменальная память. Он без труда будет запоминать и анализировать огромное количество информации.
Минусы метода:
Трудоемкость процесса. Родителям придется напечатать огромное количество карточек со словами.
Дети, обучавшиеся по этой методике, потом испытывают трудности со школьной программой. У них чаще возникают проблемы с грамотностью и разбором слова.
Часто дети, которые без проблем читали слова на карточках, не могли прочесть слово, если оно было написано по-другому.
Методика Марии Монтессори
По системе Марии Монтессори дети учатся сначала писать буквы с помощью вкладышей и контурных рамок и только затем изучают буквы. Дидактический материал состоит из букв, вырезанных из шероховатой бумаги и наклеенных на картонные таблички. Ребенок называет звук повторяет за взрослыми, а затем обводит контур буквы пальчиком. Далее ребенок учится складывать слова, фразы, тексты.
Плюсы методики:
В системе Марии Монтессори все обучение – это игра. Занимательная, с яркими интересными игрушками. И ребенок всему – и чтению, и письму, и бытовым навыкам – учится играя.
Дети, учившиеся читать по методу Марии Монтессори, очень быстро начинают читать чисто, без разделения слов на слоги.
Ребенок сразу приучается читать самостоятельно и про себя.
Упражнения и игры развивают аналитическое мышление, логику.
Многие материалы не только учат читать, но развивают мелкую моторику – важный элемент общего развития интеллекта.
Минусы методики:
Занятия трудновыполнимы в домашних условиях, так как требует много времени для подготовки занятий и дорогостоящих материалов.
Громоздкость материалов и пособий: придется купить или сделать самим очень много рамочек, карточек, книжечек и прочих элементов обучающей среды.
Методика рассчитана на занятия в группе детского сада, а не дома.
Мама в этой системе может играть только роль наблюдателя.
Методика Ольги Соболевой
Этот метод построен на "двуполушарной" работе головного мозга. Изучая новую букву, ребенок познает ее через узнаваемый образ или персонажа. Главная цель метода – не столько научить читать, сколько научить любить читать. Все занятия построены в форме игры, поэтому обучение чтению проходит незаметно и увлекательно.
Плюсы методики:
В результате такого способа чтения у детей уменьшается количество ошибок, а речь становится более свободной и красочной, расширяется словарный запас, активизируется интерес к творчеству, исчезает страх перед необходимостью письменного изложения мысли.
Правила, законы, упражнения выполняются, словно шутя и непроизвольно. Ребёнок учится концентрироваться и расслабляться, так как это полезно для усвоения новой информации.
Методика очень хорошо развивает воображение, фантазию, учит логически мыслить, развивает память и внимание.
Можно начинать учить почти с рождения.
Минусы методики:
Нет привычной системы, для детей, которым нужно, чтобы все было четко и последовательно. Больше подходит для “творческих” детей.
Методика «От звука к букве» Елены Колесниковой
Ее содержание и объем отбирались так, чтобы школа могла опереться на достаточно высокий уровень речевого развития ребенка, достигнутый в процессе дошкольного обучения. В методике сочетаются традиции отечественной педагогики и новейшие достижения в методике развития речи детей. На протяжении многих лет содержание и методическое обеспечение дополнялись и перерабатывались на основе опыта работы не только автора, но и педагогов, работавших по данной методике, вносивших и свои предложения по дополнению ее содержания, что позволяет использовать ее в настоящее время.
Реализация данной методики позволяет педагогу обеспечивать единство воспитательных, развивающих и образовательных задач, что обусловливается ее содержанием, наличием наглядно-методического обеспечения. Методика Елены Колесниковой включает в себя комплект методических пособий для педагога и рабочих тетрадей для ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Она составлена в доступной и интересной форме, включает в себя дидактические игры и упражнения с использованием наглядного материала. Наряду с основными задачами методика включает задачи по подготовке руки ребенка к письму на данном возрастном этапе с учетом его психолого-возрастных особенностей, развитие графических навыков, формирование устной разговорной речи. Методика включает в себя использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы, поговорки, словесные игры и упражнения, веселые рисунки. Это очень важно, педагогам, обучающим детей по этой методике, не придется подбирать словесный материал по разным пособиям и книгам. В этом пособии уже все продумано и подобрано.
Чтобы проверить усвоение материала методики рекомендуется в конце каждого учебного года по каждому возрасту провести тестирование. Для этой цели в методических пособиях есть показатели развития звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукопроизношения и элементов, звукового анализа графических навыков. Для этой цели существуют тесты из серии «Умные книжки» Ольги Земцовой.
Плюсы методики:
Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.
Доступность – деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному).
Проблемность – направлена на поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.
Развивающий и воспитательный характер обучения – на речевое развитие, расширение кругозора, развитие познавательных интересов.
Методика представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Методика предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.
Самое главное необходимо соблюдать следующие принципы при обучении чтению :
1) Регулярность занятий
2) Соответствие возрасту
3) Личностно-ориентированный подход
4) Игровая форма подачи материала