Елена Жданова
Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
В наши дни отмечается огромное количество детей, имеющих проблемы со связной речью. Педагоги и детские психологи отмечают, что современные дети все чаще не умеют связно выражать свои мысли и говорят не грамотно. Одна из причин в увлечении детей компьютерами и телевизором. Когда ребенок подходит к поступлению в школу, плохая речь перерастает в серьезную проблему. Дети с трудом осваивают чтение и письмо, плохо запоминают стихи и учебный материал, не умеют пересказать простой текст. Как можно помочь детям, как научить говорить связно и красиво? В этом помогут игры, но не компьютерные, а театрализованные.
Театрализация – это самый действенный и увлекательный способ обучения детей, в котором наиболее ярко проявляется основа всех процессов воспитания – игра ребенка. Дети любят играть, и не нужно их заставлять это делать.
Следует отметить, что театральная деятельность прекрасно справляется с профилактикой асоциального поведения. В рамках театральных игр дети учатся уважительно относиться к законам и правилам, а также воспринимать их как необходимость. Роль театрализованной игры в развитии связной речи очень велика. Происходит стимуляция речи за счет расширения словарного запаса, увеличивается зона общения ребенка с игрушками, сверстниками и взрослыми.
Дети с удовольствием включаются в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.
Театрализованные игры помогают детям не только освоить новые слова, но и научиться оформлять свои идеи и общаться в команде. Ребята становятся раскрепощёнными и коммуникабельными, а также начинают лучше понимать своих товарищей и находить способы решения детских проблем. Соответственно, театрализация вносит незаменимый вклад в формирование речи воспитанников, дает возможность сохранения эмоциональности и раскрытия своих талантов. Играя, дети учатся говорить более разнообразно, выразительно и громко, совершенствуют свою дикцию и интонацию. Важно, что театрализованная деятельность учит детей общаться друг с другом, выслушивать и анализировать мнения сверстников, а также учит правильно вести себя на публике. Поэтому использование театрализованной деятельности – это необходимый компонент в работе с детьми.
В работе по развитию речи педагоги используют следующие виды театра:
-Театральные сценки с масками прекрасно развивают диалогическую речь ребенка.
-Театр теней развивает воображение ребёнка и учит креативно мыслить.
-Пальчиковый театр способствует развитию речи, внимания, памяти; игра с пальцами ускоряет процесс речевого и умственного развития.
-Театр картинок и фланелеграф развивают творческие способности, содействуют эстетическому воспитанию.
Конусный, настольный театр помогает учить детей координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью, побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Театр на перчатке оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами, помогает справиться с переживаниями, страхами.
Посредством куклы Би-ба-бо, одетой на руку, дети говорят о своих тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя с куклой. При игре в Би-ба-бо невозможно играть молча, поэтому именно эти куклы мы чаще всего используем в своей работе.
Игра-драматизация самый «разговорный» вид театрализованной деятельности, происходит целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов.
Как же это прекрасно, когда дети на занятиях смеются, улыбаются, удивляются раскрываясь навстречу всему новому!