Масленникова Ирина
Консультация «Понятие дежурства в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Дежурство является таким видом трудовой деятельности, которая предполагает работу одного ребенка или группы детей на благо всего детского коллектива. Результаты труда, получаемые в ходе дежурства, кажутся незначительными, однако дежурство имеет огромного воспитательное значение.
Во время дежурства воспитанники осознают значимость той работы, которую они делают. Значимость состоит в том, что своим трудом дети помогают младшему воспитателю или воспитателю, а также трудятся на благо всей группы. Дежурство ставит каждого ребенка в условия обязательного выполнения конкретных дел. Таким образом, дежурство способствует развитию у детей таких личностных качеств как ответственность, заботливость и гуманность по отношению к другим людям.
Публикация «Консультация „Понятие дежурства в ДОУ“» размещена в разделах
Основной целью дежурств в ДОУ является формирование у детей ответственного отношения за порученное им дело, развитие стремления работать на пользу коллектива, установление привычки к систематическому выполнению своих обязанностей.
Достижение поставленной цели осуществляется посредством организации в группе ДОУ регулярных дежурств. В зависимости от возрастной группы, обязанности детей во время дежурств усложняются по форме организации работы и ее содержанию. Эффективность организуемых дежурств во многом зависит от подхода воспитателя к их реализации. Дежурства не должны носить формальный характер, они должны быть конкретными. Во время дежурств воспитателю и помощнику воспитателя необходимо установить с детьми доверительные взаимоотношения, основанные на сотрудничестве.
В ДОУ различают следующие виды дежурств, в зависимости от содержания труда: Дежурство по столовой. Дежурство во время учебных занятий (подготовка и уборка). Дежурство в уголке природы.
Особенности организации дежурств во второй младшей и средней группе ДОУ: Организация дежурств начинается со второй младшей группы со второй половины учебного года. Детей начинают привлекать к помощи при подготовке к завтраку, обеду или ужину, посредством поручения выполнения простейших действий, например, правильно расставить стульчики возле стола, салфетницы и хлебницы на столе и т. д. Прежде, чем привлекать детей к дежурствам, воспитатель проводит с ним беседы, в которых рассказывает о том, как нужно готовиться к дежурству (мыть руки, надевать фартуки и косынки и т. д.). Первое время воспитатель напоминает детям последовательность подготовки и помогает им приготовиться. Делается это до тех пор, пока дети не усвоят последовательность. В средней группе дети продолжают оказывать помощь по столовой. Отличием является то, что дежурных назначают пару, которая полностью накрывает столы (расставляет посуду, раскладывает салфетки и т. д.) и помогают младшему воспитателю убирать со столов. Во второй половине года, в средней группе вводятся дежурства по занятиям. Во время дежурств дети самостоятельно готовят столы к учебным занятиям (раскладывают кисточки, ставят баночки с клейстером, кладут индивидуальные салфетки и т. д.). По окончанию занятия дети помогают воспитателю убирать со столов. Задачей воспитателя является показать ребенку значимость его труда, поддерживать положительную мотивацию на проведение дежурств. Воспитатель учит детей работать в паре, организовывать свою работу, разделять обязанности, оказывать друг другу помощь.
В старшей группе дети также дежурят парами по столовой, дежурят по занятиям и добавляется еще один вид дежурств – дежурство по живому уголку. Дети старшей группы во время дежурства по столовой самостоятельно готовятся к дежурству (моют руки, надевают фартуки, косынки и т. д., полностью сервируют столы посудой, заранее приготовленной посудой, которую младший воспитатель оставляет для дежурных на раздаточном столе. Несмотря на то, что дети уже в состоянии выполнить всю работу самостоятельно, знают всю последовательность работы, дежурство осуществляется под контролем воспитателя и младшего воспитателя. Кроме подготовки столов, дежурные помогают убирать со столов. Послу уборки воспитатель или младший воспитатель проверят выполнение работы, дают их работе соответствующую оценку, остальные дети благодарят дежурных за оказанную помощь. Со временем предъявляются требования к темпу выполнения работы. Дети должны работать в быстром темпе, но при этом при этом выполнять работу качественно. Для этого воспитатель помогает детям выполнять работу, учит их экономным приемам, а также как правильно распределять между собой обязанности. Воспитатель обращается к дежурным как к своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы. Все это повышает интерес детей к делу. Они чувствуют, что их работа нужна, а поощрение педагогом их действий укрепляет уверенность в своих силах.