Светлана Дубовицкая
Консультация «Новые формы работы с родителями в условиях перехода МБДОУ к ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему : "Новые формы работы с родителями в условиях перехода МБДОУ к ФГОС"
В настоящее время в условиях перехода МБДОУ к ФГОС одной из актуальных проблем является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, то есть сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием.
Публикация «Консультация „Новые формы работы с родителями в условиях перехода МБДОУ к ФГОС“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями.
Родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Наша задача – помочь родителям в воспитании детей. Но педагоги не всегда готовы к этой деятельности в силу ряда причин. Эта проблема решается посредством методической работы ДОУ.
Методист оказывает педагогическую помощь воспитателям в установлении контакта с родителями воспитанников, выявления их трудностей, положительного опыта. Воспитатели в свою очередь повышают педагогическую культуру родителей, а родители грамотно воспитывают детей.
Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому что это необходимо для развития их собственного ребенка. Для того, чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах развития личности ребенка, семья для воспитателей не должна выступать лишь как объект воздействия. Воспитатели должны понимать сами и объяснять родителям, что семья для дошкольника – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности.
Разные категории родителей проявляют различную степень готовности к сотрудничеству с педагогическими коллективами ДОУ. С помощью анкетирования исследовалась степень доверия родителей к отдельным источникам информации. Им было предложено провести ранжирование источников информации о воспитании ребенка в соответствии со степенью доверия к ним. Результаты выглядят следующим образом (по убыванию значимости и степени доверия) :
1. Своя интуиция
2. Педагогическая и психологическая литература
3. Воспитатель д/с
4. Журналы по вопросам воспитания и образования
5. Психолог д/с
6. То, как воспитывали родители их самих.
Исследования запросов родителей по отношению к ДОУ показали, что родители хотели бы получать от д/с максимально полную информацию о ребенке; педагогические советы по общению с ним; психологическую консультацию; рекомендации как и чем лучше заниматься с ребенком дома и какую литературу о воспитании детей этого возраста лучше прочитать. Так же родители хотели бы больше общаться с мамами и папами других детей.
Это означает, что традиционные для д/с консультационные формы работы не изжили себя, они востребованы родителями, и вопрос составит только в определении наиболее актуальных тем и наиболее компетентных ответственных за проведение того или иного мероприятия (консультации, «круглый стол», «родительский клуб» и др.).
Родителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать их интерес к педагогике, проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию. Бывает так, что и знания у родителей есть, но они не могут ими воспользоваться в силу различных причин: отсутствие терпения, такта, ожидания мгновенных результатов, недоучета индивидуальных особенностей детей, отсутствие единства требований к детям. Важно формировать у них умения применять полученные знания, связывать теорию и практику. Под высоким уровнем подготовленности родителей мы подразумеваем совокупность педагогических знаний, умений и навыков, потребность воспитывать детей грамотно, элементы педагогической рефлексии.
Педагогическая рефлексия – это умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов. Задача формирования у родителей умения самокритично оценивать себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами актуальна для родителей, у которых только начинает складываться родительская позиция. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка, успех их воспитательной деятельности в дальнейшем.
Методы активизации родителей.
- Вопросы к родителям по определенной теме
- Постановка дискуссионных вопросов
- Обсуждение двух точек зрения
- Анализ педагогических ситуаций
- Просмотр видеоматериалов
- Игровые (деловые, ролевые, дидактические)
- Задания, не требующие длительной подготовки
- Викторины (тематические)
- Решение педагогических задач
- Игровое моделирование поведения
- Игровой тренинг