Надежда Ермилова
Эссе «Технология эффективного взаимодействия ДОУ и семьи»
▼ Скачать
Семья и дошкольное учреждение- два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Под взаимодействием педагогов дошкольного учреждения с родителями я понимаю обмен мыслями, чувствами, переживаниями; также оно должно быть направлено на повышение педагогической культуры родителей, т. е. сообщение им знаний, формирование педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе и педагогам.
Публикация «Эссе „Технология эффективного взаимодействия ДОУ и семьи“» размещена в разделах
За многие годы работы в системе дошкольного образования процесс работы с родителями прошел путь от понимания ценности семьи, недоверия к ней и авторитарного контроля над ней со стороны общественной структуры к открытым отношениям свободного диалога равноправных партнеров.
Сегодня коренным образом изменился взгляд на семью. В настоящее время провозглашен и зафиксирован в нормативных документах приоритет семьи в воспитании ребенка.
К сожалению, практика дошкольного образования свидетельствует, что есть часть педагогов не готовых к взаимодействию с родителями. И мешает в этом, существовавшая многие годы традиция: работа с семьями сводилась к воздействию на родителей с целью научить их воспитывать детей.
Главная же цель современной организации работы с родителями, по моему мнению, -это установление конструктивных взаимоотношений, поиск таких форм общения, которые бы обеспечивали личностное развитие и детей и их родителей.
Конечно же, какой из руководителей ДОУ не мечтает об общественно-активных родителях, родителях - щедрых спонсорах, для которых роль «дающего» почетна и необременительна. Однако на практике – это достаточно сложный процесс, требующий грамотной организации, творческого подхода и методического планирования. От этих составляющих и будет зависеть эффективность взаимодействия ДОУ с родителями.
Мы убеждены, что успешное развитие взаимодействия ДОУ и семьи может осуществляться при выполнении следующих условий:
• Четкая стратегия взаимодействия, постановка целей, направленных на решение общих проблем,
• Единство задач и содержания воспитательной работы ДОУ и семьи
• Обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников,
• Владение педагогами методами обучения родителей,
• Открытость образовательной деятельности ДОУ для родителей,
• Интегративное взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения в процессе партерского сотрудничества,
• Единое планирование работы с семьей.
Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ с семьей мы считаем непосредственное участие родителей в проектной деятельности. В нашем дошкольном учреждении родители участвовали в проектах: "Поход выходного дня", «Наше здоровье в наших руках», «Неделя сказки».
Технология проектирования предполагает тесное сотрудничество ребенка и родителей в образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет обогатить отношения родителей и ребенка, развитие интеллектуальных, познавательных и личностных качеств семьи в целом. В результате работы над проектом, появляется продукт: выход семьи на наиболее высокие ступени внутрисемейного общения, заинтересованность в деятельности ДОУ и посильная помощь, а главное установление партнерских взаимоотношений педагогов и родителей.