Копейкина Ольга Юрьевна
Консультация «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству»
▼ Скачать + Заказать документы
«Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству»
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Поэтому при планировании творческих занятий по рисованию необходимо учитывать всю воспитательно – образовательную работу, проводимую по ознакомлению с окружающим, развитию речи, чтению художественной литературы, музыкальные занятия.
Публикация «Консультация „Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству“» размещена в разделах
Следует помнить, что все виды изобразительной деятельности объединяет образное отражение окружающей действительности.
К методам воздействия воспитателя, которые стимулируют детей к творчеству, прежде всего относятся наглядные и словесные методы и их взаимосвязь, а также практические методы. С детьми проводят беседы, которые помогают воспитателю обратить внимание детей на главное, учат ребят эмоционально воспринимать художественные образы. С этой целью также используется поэтическое слово, так как в нём иными художественными средствами переданы настроение, характер персонажа, явления природы. У детей необходимо формировать представление о различном подходе в передаче образа и поэтому желательно, во время беседы, рассматривать разные варианты изображения. Целесообразно перед проведением бесед устраивать в группе небольшие экспозиции репродукций картин, скульптуры малых форм, графики, декоративно – прикладного искусства. Устраивать также тематические выставки, итоговые беседы и итоговые выставки.
Развитию творчества способствует организация наблюдений в природе. У детей развивается наблюдательность. Дети начинают замечать, что в природе цвета очень различные (не просто белый, синий, красный, а есть многообразие оттенков). В своих рисунках дети используют эти оттенки. Воспитатель учит детей видеть, как изменяется форма, величина предмета от освещения (так, например, вечером кажется всё более тёмным, днём, наоборот, ярким, красочным, предмет хорошо виден). Необходимо с детьми анализировать предметы, обращая их внимание не только на основные части, но и второстепенные, подмечая выразительность очертания.
Развитию творчества у детей способствуют различные экскурсии в природу, в музеи, целевые прогулки, а также организация праздников, развлечений, просмотр диафильмов, прослушивание грамзаписи. На творческих занятиях необходимо использовать музыку. Музыка способствует развитию воображения.
Одним из методов являются творческие задания. Содержанием таких заданий могут быть явления действительности, общественные события, сказочные образы. В творческих заданиях дети ставятся в необычные условия, им предлагается самостоятельно найти различные варианты цветового решения, композиционного построения. Воспитатель должен создать необычную ситуацию новизны. Поисковые ситуации заставляют детей идти от неизвестного к знакомому, догадываться, пробовать способы изображения. В заданиях творческого характера воспитатель обращает внимание детей на фон бумаги, который помогает создать цветовой образ рисунка. При изображении природы воспитатель должен учить детей использовать разнообразные цвета. Всё это в целом развивает у детей чувство цветовой гармонии. Необходимо спросить у детей какие цвета им больше нравятся.
Необходимым для развития творчества детей является их работа с разнообразными материалами (рисование цветными мелками, восковыми, углём и т. д., знакомство ребят с разнообразными нетрадиционными приёмами рисования. Необходимо ставить задачи так, чтобы ребёнок смог сам найти нужный материал и применить его.
Одним из практических методов развития творчества является обучение детей различным способам изображения предметов (например, рисование травки штрихом, мазком, примакиванием, набрызгом и т. д.). создание какой – то необычной игровой ситуации, сюрпризного момента также может вызвать у детей желание создать творческий образ.
Проблема развития творческих способностей личности предполагает трактовку природы и содержания данного понятия.
Исследование творческих способностей в педагогической литературе связывается с развитием общих и специальных способностей. Общие способности обнаруживаются в широте, многообразии возможностей человека и определенном единстве проявляемых им свойств, специальные способности развиваются в определенных видах деятельности – художественной, музыкальной, литературной и др.
С психологической точки зрения детский сад является благоприятным периодом для развития творческих способностей. Потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний — это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление детей на раннем этапе развития более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.
Симон Соловейчик называл три силы, заставляющие ребенка учиться: ребенком в возрасте от 1 до 3 лет движет сила послушания, от 4 до 5 лет — сила интереса, старшим — сила цели. С каким энтузиазмом и желанием дети отправляются в путь по бесконечной дороге к знаниям, и как, увы, скоро тает этот энтузиазм, редеют ряды желающих добраться до цели. Как же сделать так, чтобы сохранить желание ребенка развиваться не только в раннем детстве, но и сохранить это желание развиваться в отрочестве. И здесь в главной роли выступают воспитатели, на плечи которых ложится не только умение научить и понять, но дать так называемый толчок к цели познавать мир через творчество.
А что же такое Творчество? В словаре Даля дается следующая трактовка:
Творчество — это процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий — уникальность его результата. В процессе творчества выражаются аспекты личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. Т. е., другими словами, руками ребенка создается новое, оригинальное, проявляется свое видение и воображение. Ребенку приходиться самостоятельно находить средства для воплощения своего замысла.
Творческие способности проявляются в порождении необычных идей, отличаются от традиционных схем мышления, позволяют быстро решать проблемные ситуации.
И вот она главная проблема:
Какие методы воздействия применить воспитателю для того, чтобы желание ребенка не уменьшилось, а наоборот увеличилось?
В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности — интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную, процессуальную стороны методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания :
методы формирования сознания личности,
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: (убеждения, внушения и увещевания,
методы стимулирования поведения и деятельности: (метод упражнений и поручений).
Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы формирования сознания личности. Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса — формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Глубокие чувства рождаются тогда, когда осознанная воспитанниками идея облекается в яркие, волнующие образы. В учебных пособиях прежних лет методы этой группы назывались короче и выразительнее, т. е. методы словесного воздействия, способствующие формированию убеждений.
Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов. Например, чтение историй, притч, басен и другие непрямые и образные способы сообщения воспитанникам необходимых знаний. Сегодня широко практикуются рассказы на этические темы, объяснения, разъяснения, увещевания, внушения, инструктажи.
Предлагаю рассмотреть наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия : рассказ, разъяснение, этическую беседу и метод наглядно-практического воздействия.
Рассказ на этическую тему, который используется преимущественно в младших и средних группах, — это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей. Наконец, еще одна важная функция рассказа — служить способом использования положительного примера в воспитании.
Разъяснение — метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, — ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Для младших детей применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все делают так». При работе со старшими — необходимы глубокая мотивация, разъяснение общественного смысла моральных понятий.
Разъяснение применяется только там и тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. В практике дошкольного воспитания разъяснение опирается на внушение. Для последнего характерно некритическое восприятие воспитанником педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания.
В практике воспитания прибегают к увещеваниям, сочетающим просьбу с разъяснением и внушением. Применяя увещевание как воспитательный метод, педагог проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет веру в лучшее, в возможность достигнуть высоких результатов. Опора на положительное, похвала, обращение к чувствам собственного достоинства, чести создают необходимые предпосылки для почти безотказного действия увещевания даже в очень сложных ситуациях.
Иногда негативное поведение бывает следствием незнания, неосведомленности.
Этическая беседа — метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон — воспитателя и воспитанников. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.
Цель этической беседы — углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
Самое главное о чем должен помнить воспитатель — это то, что все методы организации деятельности основаны на практической деятельности воспитанников.
Одним из самых ярких методов практической деятельности является метод упражнений.
Метод упражнения — создание воспитателем таких условий, в которых воспитанник должен будет поступать в соответствии с нормами и правилами — поведения.
В освоении опыта общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности. Нельзя научить ребенка писать, рассказывая, как пишут другие; невозможно обучить игре на музыкальном инструменте, демонстрируя виртуозное исполнение. Точно так же невозможно сформировать требуемый тип поведения, — не привлекая воспитанников к активной целенаправленной деятельности. Способом привлечения к деятельности становится упражнение — практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном исполнении требуемых действий, доведения их до автоматизма.
Хороший результат дает метод поручений. С помощью поручений воспитанников приучают к положительным поступкам. Поручения имеют разнообразный характер накрыть и убрать стол, украсить к празднику игровую комнату и т. д. Поручения дают и для того, чтобы развить необходимые качества, неорганизованным дают задание выучить стихотворение и т. п.
С древних времен известны такие методы стимулирования человеческой деятельности, как поощрение и соревнование. Прямое и непосредственное назначение стимулов — ускорять или, наоборот, тормозить определенные действия.
Метод поощрения — положительная оценка действий воспитанников. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т. д.
Одобрение — простейший вид поощрения. Одобрение воспитатель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, коллектива, доверием в виде поручения, ободрением перед остальными воспитанниками, педагогами или родителями.
Метод соревнования основывается на том, что детям, в высшей степени присуще стремление к соперничеству, первенству. Утверждение себя среди окружающих — врожденная потребность человека. Реализует он эту потребность, вступая в соревнование с другими людьми. Результаты соревнования прочно и на длительное время определяют и закрепляют статус личности в коллективе.
Все это является стимулом для развития творческой жилки у ребенка. Стимулы в педагогическом процессе определяются как специфические педагогические средства, способные выполнять побудительные функции по отношению к внутренним движущим силам развития ребенка. Поэтому процесс педагогического стимулирования предполагает интериоризацию внешних, объективных, социально ценных побудителей в личностно значимые мотивы детей, способствует формированию у них положительного эмоционального отношения к средствам и методам воздействия (В. Г. Пряникова). Следовательно, стимул — это объективный фактор, роль которого определяется не материальной природой, а значением для осуществления конкретного вида деятельности.
Главная особенность стимула заключается в том, что он влияет на мотивационную сферу детей, вызывает те или иные мотивы и развивает их. Процесс мотивации можно интенсифицировать, если в качестве промежуточной переменной между потребностью и мотивом использовать стимулы, под влиянием которых объекты потребностей, преломляясь в сознании личности, выступают в качестве мотивов, предполагающих осознанную цель и личностное обоснование деятельности.
Какие же процессы могут вызвать ту самую мотивационную сферу детей?
Первое и самое основное — это рисование, одно из творческих заданий. Обычно в группе воспитанникам предлагается срисовать, повторить, нарисовать, следуя инструкции воспитателя. Но давайте дадим это же задание на дом. При выполнении данного задания, учащиеся ставятся в необычные условия. Им предлагается самостоятельно найти различные варианты цветового решения, композиционного настроения. Для воспитанников создается ситуация новизны. Поисковая ситуация заставляет идти детей от неизвестного к знакомому, догадываться, пробовать способы изображения. Здесь очень важно обратить внимание детей на фон бумаги, который помогает создать цветовой образ рисунка. Помочь ребенку в рисовании может обычная прогулка. Ведь это одна из форм организации наблюдений в природе. Можно рисовать мелом, углем на асфальте, что уже само по себе увлекательно и нетрадиционно. Многообразие цветов и оттенков природы можно перенести на бумагу. Одним из практических способов изображения предметов штрихом, мазком, примакиванием, набрызгом и т. д. может создать игровую ситуацию, сюрпризный момент, а в результате творческий образ. Не забываем и еще об одной развивательной черте, такой как развитее наблюдательности. В своих рисунках детям можно предложить отразить изменение формы, величины предмета в зависимости от освещения. Необходимо анализировать предметы с детьми, обращая их внимание не только на основные части, но и второстепенные, подмечая выразительность их очертаний. Со временем, дети научаться самостоятельно выполнять сюжетные эскизы. Прогулку можно превратить в увлекательное путешествие и даже праздник, релаксационную паузу. Детям можно дать задание найти вместе с родителями небольшие стихотворения по определенной тематике или загадки и использовать полученную информацию во время прогулки. Таким образом, перед детьми будет стоять задача, где взять нужную информацию и как её применить.
При организации праздника особое внимание нужно уделить подбору музыки. Музыка способствует развитию воображения. Музыка привлекает детей своим побуждением к движению, которое полезно для роста и развития ребенка. Она оказывает сильное физиологическое воздействие на ребенка — нервная система и мускулатура способны усваивать ритм; на приятную музыку реагирует сердечно-сосудистая система. При замедлении ритма музыки можно углубить дыхание, успокоить мозг. При помощи музыки можно повысить внимание и сосредоточенность, что полезно для ребенка, особенно с рассеянным вниманием. Музыка считается хорошим средством для лечения заикания у ребенка, и не зря ведь петь детям гораздо легче, нежели говорить. Если мы говорим о музыке, то мы говорим и о театральных постановках. Дети очень ранимые и чувствительные создания, поэтому очень легко поддаются эмоциям. Театральные постановки, как правило, помогают лучше понять само произведение, помогают осмыслить его. Кроме того, дети очень любят сами делать детские сценические костюмы. При создании таких костюмов, детская фантазия как бы выплёскивается наружу. Детям очень нравится сама атмосфера театра, оформление сцены, музыка, игра актёров. Театр помогает детям расширить свой кругозор. Кроме того, он способствует развитию детской речи, умению передавать свои мысли в более яркой форме, дети становятся менее замкнутые и застенчивые. Застенчивым детям можно предложить принять участие в кукольном или теневом театре. Более смелым деткам отвести роль уже в постановке на сцене. В домашних условиях, родители могут устроить детям настоящую театральную постановку с их участием, используя при этом только ножницы и цветной картон. Можно вырезать героев спектакля из разноцветного картона и рассказать с их помощью какую-нибудь сказку. Выделить ребёнку какую-нибудь роль в этой постановке, его восторгу не будет границ.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Поэтому каждый родитель и воспитатель должны работать в тесном сотрудничестве и помнить об основных правилах развития творческой активности детей. Ведь творческий рост проходит более успешно, если деятельность воспитателя и родителя основывается:
на уважении дошкольников и умении использовать игровую педагогическую технологию, как инструментарий развития их творческой активности;
на умении тонко и деликатно обращаться с дошкольниками, следовать природе ребенка, обеспечивать их свободное развитие;
на поощрении при развитии способности дошкольников быть самостоятельными, ответственными людьми;
на воспитании стремления к свободе.