Юлия Бутова
Консультация на тему «Коррекционная работа с гиперактивными детьми в процессе физического развития»
Консультация на тему
В последние годы становится всё больше детей с нарушением психоэмоционального развития. Особенно часто встречается гипердинамический синдром. Активные, шумные, подвижные дети привлекают к себе внимание всех, кто их видит и слышит.
Основные признаки этого синдрома – двигательная расторможенность, чрезвычайная подвижность, неспособность к точным движениям, отвлекаемость, невнимательность, неумение сосредоточиться на чём-либо.
Публикация «Консультация на тему „Коррекционная работа с гиперактивными детьми в процессе физического развития“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Консультации для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Несмотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты (педагоги, психологи, дефектологи и т. д., в настоящее время среди родителей и педагогов всё ещё бытует мнение, что гиперактивность это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребёнка или результат неумелого воспитания. Причём чуть ли не каждого ребёнка, проявляющего в группе детского сада излишнюю подвижность и неустойчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправдана, т. к. синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист.
Существуют специальные упражнения, которые направлены на сформированность произвольной регуляции психической деятельности.
Вначале, с помощью упражнений, дети учатся работать над собственным телом, фиксировать внимание на ощущениях (на уровне мышечных) полного расслабления или, напротив, полного напряжения. Затем вводятся упражнения для отдельных мышечных комплексов: напряжение, а затем полное расслабление отдельных частей тела в чёткой последовательности: начиная от лица к плечам, от головы к рукам, от рук к туловищу и ногам, затем к группам мышц рук и ног (от мышц плеча к мышцам предплечья, к группам мышц кистей рук и стоп.
Такие упражнения занимают не более 2-4 минут. Напряжение не должно превышать 5-7 секунд. Эти упражнения трудно выполнять не только гиперактивным детям, но и всем остальным, поэтому можно спокойно утверждать о положительном влиянии коррекционных упражнений на всех детей группы. Педагог-психолог во время проведения этих занятий особое внимание уделяет гиперактивным детям, а за остальными следит и помогает воспитатель.
- к 4,5 - 5 годам - гиперактивные дети могут выполнять движения ладонями рук вслед за взрослыми в том же порядке с самостоятельным удержанием задания;
- к 5 - 6 годам - такие дети могут выполнять несложные двигательные программы одной рукой ил двумя руками одновременно;
- к 6 - 7 годам - такие дети уже могут выполнять реципрокные движения кистей рук и произвольные двигательные движения после речевой инструкции, сопровождающейся показом с единичными ошибками.
При работе с гиперактивными детьми необходимо проговаривать все действия, т. к. они не могут долго держать определённую последовательность действий. Такие упражнения требуют от детей напряжения всех своих сил, но при правильной и целенаправленной работе они с ними справляются. Дети очень эмоционально относятся к таким упражнениям, выполняют их с большим интересом и старательностью.
Виды упражнений:
Упражнения на одновременное расслабление и напряжение обеих ног или рук, а также отдельными конечностями.
Упражнения на попеременные движения конечностями - сгибание-разгибание руки или ноги под речевые инструкции.
Упражнение «Бережок»: детям предлагается представить, что они находятся на бережку на солнышке. При этом основная задача заключается в том, чтобы все мышцы лица, шеи, тела в целом были максимально расслаблены. По команде: «Подул ветер сильный, стало холодно!»- дети должны максимально напрячь все мышцы одновременно. После этого необходимо, чтобы дети вновь расслабились.
Упражнение «Заморожу» (на подобие предыдущего упражнения)
Упражнение «Ветер в лицо»: дети лежат или сидят на ковре. По команде: «Ветер в лицо!»- дети должны напрячь сильно все мышцы лица, при этом остальные части тела остаются расслабленными. После команды: «Ветер стих!»- дети расслабляют лицо. Такое упражнение можно направлять на разные группы мышц: живота, ног, рук.
Упражнения на регуляцию мимических мышц: зажмурить только 1 глаз, потом другой, нахмуриться, поднять брови, попробовать поднять только 1 бровь.
Подвижная игра: «Послушай тишину»: по первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по залу, можно кричать, стучать. По второму сигналу они должны быстро сесть на ковёр по кругу и прислушаться к тому, что слышат вокруг. Затем дети рассказывают (по желанию, какие звуки они услышали.