Люда Коломоец
Консультация «Коллекционирование как средство развития познавательных процессов у детей второй младшей группы»
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись. Если вспомнить свое детство, то мы собирали марки, открытки, календари с актерами кино, фантики от конфет, значки и т. д. Современные дети тоже собирают коллекции.
Публикация «Консультация „Коллекционирование как средство развития познавательных процессов у детей второй младшей группы“» размещена в разделах
- Коллекционирование
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Они собирают то фигурки из киндер- сюрпризов, то вкладыши от жевательных резинок, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на наш взгляд, хламом: листиками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками, фантиками. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище.
Особенность коллекционирования заключается :
-в соответствии основным требованиям ФГОС;
-в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей;
-в направленности на новые образовательные результаты:
-инициативность, любознательность и самостоятельность детей;
-способность к принятию и реализации собственных решений;
Направленность работы: развивающая
Цель: развитие познавательных способностей и познавательных интересов детей через коллекционирование.
Задачи:
- развить память, внимание, умение наблюдать, классифицировать, обобщать;
- развить творческие способности детей;
- развить избирательную направленность детей, их внимания, мыслей, помыслов на объекты и явления окружающего мира;
- развить активное эмоционально-познавательное отношение детей к миру;
- раскрыть интересы и увлечения детей;
- развить коммуникативные навыки, умение логически обосновывать свои мысли;
-развивать игровые, познавательные, речевые, способности, учитывая индивидуальные особенности ребенка; - воспитывать интерес к творчеству, любовь к ручному труду,
-приучать ребенка экспериментировать игрушками.
-Формировать у ребенка эмоционально – эстетическое и бережное отношение к игрушкам.
Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными интересами ребенка. В дошкольном возрасте коллекционирование проходит свой путь развития. В младшем возрасте у детей наблюдается чистое «собирательство», которое лежит в основе будущего коллекционирования. И если сравнивать «сокровищницы» малышей 3 лет, то можно обнаружить у мальчиков: машинки, пружинки, колесики, детальки, а у девочек это куколки, заколки, резинки, пузыречки. В среднем дошкольном возрасте объекты собирательства становятся более концентрированными вокруг интересующей ребенка темы. И связано это с проявлением первых познавательных предпочтений детей, (фигурки из киндер – сюрпризов, камушки, ракушки, листики, фантики от конфет, модельные машинки, магниты на холодильник, игрушки, наклейки).
В старшем дошкольном возрасте с развитием индивидуальных познавательных интересов детское увлечение приобретает вид коллекционирования. Ребенок собирает, изучает, систематизирует интересующие объекты, многократно возвращается к ним, любуется, рассматривает, демонстрирует (сверстникам, друзьям, взрослым) отдельные экспонаты «коллекции». Любая коллекция – это собрание необычного, удивительного, нового для ребёнка.
Детское коллекционирование имеет свои особенности, связанные с мышлением дошкольника. В этом возрасте преобладают наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому детские коллекции характеризуются
визуальностью и манипулятивностью. Визуальность коллекции проявляется в обязательной наглядности. Собираемый материал открытки, вырезки из журналов, предметы (игрушки, книги и журналы. Особое место занимают экспонаты коллекций, сделанные своими руками (самостоятельно или в совместной деятельности со взрослыми) – детские рисунки, коллажи, книжки,
поделки из разного материала и выполненные в различной технике. Дети с большим удовольствием проявляют желание что- то делать с материалом коллекции. Создав макеты улиц, собранные машинки ездят по дорогам. Играя фигурками из киндер– сюрпризов, дети сами создают сюжет. Проявляя познавательный интерес к камням, ракушкам, ребята их обследуют. Наша задача – помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном, сохранить, унести с собой ускользающую красоту – птичье перышко, улетающий осенний листок.
Задача взрослых - не только увлечь малыша идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом. Поскольку польза от такого рода деятельности неоспорима и неоценима.
Во-первых: Познавательно-исследовательская деятельность - это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях заложена природой тяга к собирательству, а еще точнее, к поиску. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся представления.
Во-вторых : В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, мышление, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству.
В-третьих: Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Актуальна это, когда в группе есть дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные и застенчивые.
В четвертых: Коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.
Коллекционирование не только интересно, но и несет пользу? Потому что, увлекшись этим занятием, малыш будет тренировать память, внимание, логическое мышление. Он учится аккуратно относиться к своей коллекции, беречь ее. Если его заинтересует коллекционирование, ему будет интересно узнать, из чего делают эти фигурки, что они изображают, то есть он будет стремиться к исследовательской деятельности.
Мелкая моторика рук
Как уже было сказано, конструируя из маленьких деталей, мы тренируем мелкую моторику ребенка. Игрушки из «Киндер-сюрпризов» могу сами стать отличным тренажером для малыша. Благодаря их маленькому размеру, деткам не так-то просто с первого раза взять в руку фигурку.
Для этого мы играем в дидактические игры: «Чудесный мешочек». Ребенок захватывает двумя пальчиками – большим и указательным для взятия игрушки из мешочка. Придумали новый способ «ловли» игрушек. Например, есть игрушки с петельками, можно «ловить» игрушки сачком, аккуратно поднимаем сачком и снимаем их с крючка. Таким образом, ребенок тренирует не только мелкую моторику, но и внимание, наблюдательность.
Интеллектуальное развитие
Мелкие игрушки просто созданы для того чтобы развивать детскую память и мышление.
С детьми в группе мы играем в такие игры: «Отгадай какой игрушки не стало?» (убираем любую игрушку). Задача ребенка- сказать, какую именно игрушку мы убрали из ряда.
«Что лишнее»(дети закрывают глаза,я добавляю из другой серии игрушку, тем самым находим что лишнее.
Таким образом, ребенок будет потихоньку учиться воспринимать предмет целиком, учитывая его цвет, форму и функции. Он будет с легкостью выделять основные особенности предметов, как схожие, так и различные с остальными.
Учимся с детьми описывать предметы, выделять их особенности. Так, например, берем две игрушки и начинаем объяснять ребенку, чем они схожи, а чем различаются между собой. Описываем подробно цвет каждой игрушки, ее форму. Постепенно прошу ребят помочь мне в описании, и скоро ребёнок сам сможет выделять основные признаки игрушки без моей помощи.
Развиваю у детей творческие способности, создавая сказки с героями-игрушками. Достаю игрушку из мешочка. Теперь по очереди показываю игрушку и придумываем ей историю. Сначала я достаю слоника и говорю одно предложение про него. Потом ребенок достает зайчика и продолжает рассказ, упоминая и слоника, и зайчика. Таким образом, у детей развивается речь и фантазия, рассуждение, эмоциональный настрой. Играем в игру «Угадай в какой руке», «Отгадай загадку», «Кто стоит первым в очереди» .
Устраиваем театральное представление. Выбираем те фигурки, которые соответствуют персонажам какой-либо сказки. Если какого-то персонажа нам не хватает – не беда, мы можем заменить его новым героем, придумав его историю. Вспоминаем все сказки, в которых упоминается тот или иной персонаж. Например, возьмем фигурку зайчика и называем все сказки, где появляется этот персонаж.
Стараемся не ограничиваться на сказках: вспоминаем мультики, стихи, песенки и так далее. Например «Заюшкина избушка», «Почему плакал котенок». Изобрази героя «Как собака друга искала», «Бычок», «Мишка». Не забываем правильно передать интонацию голоса для каждого персонажа.
Занимаемся математикой
Игрушки из шоколадных яиц — замечательный счетный материал. Лучше не придумаешь! Прежде всего, их можно просто пересчитывать, осваивая количественный счет. Потом можно поучить и счет порядковый. Потом поучимся определять соседей справа и слева, впереди, а кто сзади, кто справа, а кто слева, кто ближе, а кто дальше, иначе говоря, тренируемся ориентироваться в пространств.
В нашей группе есть коллекция «Волшебные фантики».
Дети с удовольствием рассматривали фантики от конфет и шоколадок, все вместе обсуждали, чем фантики отличаются.
Наряду с коллекцией фантиков у нас есть небольшая коллекция игрушек из киндер – сюрпризов.
В беседах с родителями выяснили, что многие в семьях собирают свои коллекции, например, модели машинок, динозавров, кукол. Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. Процесс коллекционирования обеспечивает интеграцию различных видов деятельности и позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности дальнейшего обучения в школе.
Мой, пока еще не очень большой, опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста.
Хочется отметить еще один положительный результат этой работы: благодаря участию родителей, их дети испытывали чувство радости гордости за пополненную коллекцию, у них повышалась самооценка, значительное продвижение в развитии. Повысилась речевая активность.
Коллекционирование является доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста. В дальнейшем планирую продолжать работу по этой теме.