Ирина Эннанова
Консультация на тему «Качество образования в ДОУ. Применение ИКТ в целях реализации ООП и повышения качества образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение качества образования, в том числе и дошкольного. Вместе с тем, вопрос о качестве дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему определения его сущности – не решенной до настоящего времени.
Публикация «Консультация на тему „Качество образования в ДОУ, Применение ИКТ в целях реализации ООП и повышения качества образования“» размещена в разделах
Качество дошкольного образования является многомерным синтетическим понятием, в связи с чем существуют различные подходы к его определению. Л. В. Поздняк и Н. Н. Лященко представляют качество образования в виде четырех блоков: качество образовательного процесса (элементами которого являются содержание, организация, дети, педагоги, взаимодействие педагогов и детей); качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия, необходимые для образовательного процесса); качество управления; качество результатов работы образовательной системы в дошкольном учреждении.
Качество дошкольного образования представляет собой интеграцию:
1. Гарантированной реализации минимальных стандартов образования, т. е. качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, позволяющего ребенку как субъекту образовательного процесса гарантированно достичь уровня образованности, обеспечивающего переход на следующую образовательную ступень – начальной школы.
2. Способности субъектов образования ставить цели в различных контекстах и достигать:
- качества полноценного, возрастосообразного развития ребенка, сохранения его здоровья;
- качества профессионально-личностных достижений педагогов дошкольного образовательного учреждения;
- качества управления системой дошкольного образования.
3. Способности отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон, т. е. качества результатов дошкольного образования, удовлетворяющего ожиданиям и запросам потребителей (в первую очередь – родителей) и соответствующего государственным нормативам.
4. Стремления к совершенствованию, т. е. стремления не только к реальному, но и к потенциальному качеству образования в ДОУ.
Качество дошкольного образования в учреждении – процесс управляемый, представляющий собой результат деятельности всего педагогического коллектива, который определяется следующими позициями:
- как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;
- как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор образовательных программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы и др.);
- какие условия созданы в ДОУ (образовательная среда, ориентированная на самоценность дошкольного детства; положительный микроклимат в коллективе; система стимулирования качественной работы, творческая направленность деятельности коллектива ДОУ и его руководителя; ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т. д.).
Факторы, влияющие на качество дошкольного образования, могут быть разделены на две группы – внутренние и внешние.
Внешние факторы связаны с внешними обстоятельствами или внешней по отношению к ДОУ средой. Среди них можно выделить:
- влияние семьи;
- социально-экономические факторы (например, уровень доходов населения, миграция населения и т. п.);
- конкурентные факторы (наличие или отсутствие конкуренции);
- индивидуальные особенности детей (как физические, так и психологические);
- уровень развития детей на «входе» в дошкольное образование (так называемые исходные данные) и др.
Внешние факторы не воздействуют на качество образовательных услуг в ДОУ непосредственно, они являются плохо контролируемыми и регулируемыми. Вместе с тем, необходимо учитывать их влияние при анализе качества образования в дошкольном учреждении.
Внутренние факторы– те, которые входят в само определение качества дошкольного образования. То есть, насколько соответствует установленным стандартам основная образовательная программа (ООП) ДОУ, условия ее реализации и результаты освоения. Данные факторы являются в значительной степени контролируемыми и поддающимися регулированию, например, при установлении соответствия разработанной и реализуемой образовательным учреждением ООП ФГОС дошкольного образования.
Насыщенная развивающая предметно–пространственная среда становится основой для организации содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.
Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Причина тому – повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Стремительный скачок в развитии компьютерных технологий и прочих технических устройств сделал эти средства актуальными. Поэтому внедрение информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного пространства в целом.
Компьютер как универсальное информационное устройство является эффективным средством для решения задачи развивающего обучения дошкольников, формирования таких интегративных качеств, как любознательность, активность, самостоятельность.
Информационно-коммуникационные технологии, как отмечается в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество.
Введение ФГОС дошкольного образования предполагают совершенно новое проектирование образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения с использованием новых технологий. Современная образовательная парадигма, строящаяся на информационно-коммуникационных средствах обучения, берет за основу не передачу детям готовых знаний, умений и навыков, а привитие ребенку умений самостоятельной деятельности. При этом работа детей во время непосредственной образовательной деятельности носит характер общения с педагогом, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.
Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Задействованность насыщенной информационными технологиями среды, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. В этих условиях на ведущие позиции выходят принципы педагогической поддержки участников образовательного процесса, прежде всего детей. Ребенок и взрослый действуют вместе, им должно быть удобно в этой среде. Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает и психофизическое благополучие. Повсеместно должна осуществляться педагогическая поддержка участников образовательного процесса. Новые технологии все активнее влияют на изменение и развитие информационно–образовательной среды.
Визуализация, виртуальная реальность, облачные вычисления, искусственный интеллект, робототехника, наноинженерия, интернет–людей и интернет–вещей, и многие другие современные явления уже сегодня радикально и стремительно меняют вид и структуру образования, а также системные требования к образовательной среде. Цифровые технологии образуют новую социализацию и новые неравенства. Резко развиваются социальные сети, виртуальное общение и контакты, важнейшими особенностями которых стали скорость и независимость от географического местоположения, языковых и культурных барьеров.
В то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.
Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.
Такой режим информационного взаимодействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации. На сайте ДОУ может быть реализована подсистема разделения прав и полномочий пользователей, а каждый родитель может обладать своим "ключом" для входа на такой сайт.
Кроме этого сайт детского сада или других образовательных учреждений может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.
ИКТ позволяют родителям в реальном режиме времени отслеживать воспитательно-образовательный процесс своих детей, получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с педагогом.
Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий в целях реализации ООП ДО в соответствии с ФГОС способствует повышению качества образования дошкольников, как начальной ступени непрерывного образования личности.