Получи документы

Консультация «Использование современных технологий на физкультурных занятиях в ДОУ»

Светлана Молчаненко
Консультация «Использование современных технологий на физкультурных занятиях в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Что бы во время занятий по физическому воспитанию у детей появилось чувство радости, улучшилось настроение - необходимы использовать новые технологии, методы, формы способствующие укреплению здоровья дошкольников.

Публикация «Консультация „Использование современных технологий на физкультурных занятиях в ДОУ“» размещена в разделах

Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

В ДОУ используют сздоровьесберегающие технологии в следующих направлениях:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: cтретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, технологии развития эмоционально – волевой сферы, гимнастика пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая, корригирующая, ортопедическая. Самомассаж, фонетическая и логопедическая ритмика, оздоровительный бег.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, утренняя гимнастика, проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», биологическая обратная связь (БОС).

3. Коррекционные технологии : арт - терапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, артикуляционная гимнастика, фитбол гимнастика.

Все вышеперечисленные технологии должны применяться в ДОУ комплексно, при участии всего кадрового состава (воспитатель, медицинский работник, логопед, старший воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, инструктор физической культуры) только при комплексном подходе можно выполнить поставленную задачу, а именно сохранить здоровье наших детей!

Самое главное, чтобы каждая непосредственно образовательная деятельность перемешалась с активным отдыхом, происходила постоянная смена деятельности. Благодаря использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, у детей появляется устойчивая положительная мотивация к сохранению и укреплению своего здоровья. К тому же дети с большим интересом занимаются познавательной деятельностью, становятся более усидчивыми, внимательными, дольше сохраняют работоспособность и намного лучше усваивают материал.

Игровой стретчинг. Это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг повышает общую двигательную активность. Упражнения стретчинга направлены на формирование правильной осанки. Развивается эластичность мышц, воспитывается выносливость и старательность. Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. Проводятся в физкультурном, музыкальном залах, либо в групповой комнате. В хорошо проветренном помещении выполняются специальные упражнения под музыку.

Ритмопластика-это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер. Они выполняются под музыку в спокойном, медленном темпе. Ритмическая гимнастика укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую системы

(кружение – снежинки, листики, всевозможные наклоны повороты с предметами и без). Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка.

Динамические паузы (физкультминутки). Проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и элементы спортивных игр проводятся, как часть непосредственной образовательной деятельности в спортивных досугах и развлечениях, на прогулке. В групповой комнате проводятся игры малой и средней степени подвижности. Они развивают быстроту бега, координацию движений, ловкость, выносливость и другие физические качеств. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация: обучение детей приемам саморасслабления. Психомышечная тренировка.

- Тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции.

- Развитие воображения, образного мышления.

- Снятие психоэмоционального напряжения.

- Успокоение и организация возбужденных детей.

- Создание позитивного фона настроения. Используется во всех возрастных группах под спокойную музыку природы, сказки и другое.

Технологии эстетической направленности: реализуются на занятиях ху-

дожественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп. Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса.

Гимнастика пальчиковая: проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Гимнастика для глаз. Гимнастика для глаз способствует снятию напряжения мышц глаз и улучшает кровообращение. Проводится под тексты стихотворений ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Гимнастику можно проводить в любой части занятия (в начале, середине или в конце) с учетом возрастных, зрительных и двигательных возможностей детей.

Гимнастика дыхательная - это система дыхательных упражнений, направленных на профилактику и лечение заболеваний, связанных с органами дыхания. Проводиться в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры и правильном дыхании (вдохе и выдохе)

Гимнастика пробуждения: проводится ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. во всех возрастных группах. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ. Гимнастика после дневного сна способствует плавному переходу от сна к бодрствованию. Основное содержание бодрящей гимнастики: общеразвивающие упражнения корригирующей и профилактической направленности.

Оздоровительный бег: реализуется со старшего возраста в теплый период в утренний прием на утренней гимнастике, НОД на улице или на прогулке. Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком в игровой форме. Способствует не только физическому укреплению, но и оздоровлению его психики.

Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время. Игровой самомассаж является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения, дети получают радость и хорошее настроение. Это способствует формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развитию навыков собственного оздоровления. Можно проводить самомассаж в свободной деятельности или в виде динамической паузе на занятиях.

Корригирующая гимнастика (от лат. corrigo - выпрямляю, исправляю) — разновидность лечебной гимнастики. Основным средством формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия являются занятия физическими упражнениями. Вначале даются различные виды ходьбы, бега для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия. Начинать гимнастику надо с легких упражнений и постепенно переходить к более сложным упражнениям. Общая нагрузка на организм должна увеличиваться от одного занятия к другому постепенно.

Ортопедическая гимнастика-это здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья. Используется для профилактики плоскостопия с использованием массажных дорожек, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом, через комплекс специальных упражнений.

Гимнастика должна проходить регулярно и последовательно. Дети выполняют упражнения босиком. Ходьба босиком - это своеобразные сеансы точечного массажа стопы. Также необходимо помнить, что взрослый является активным участником, помощником в проведении ортопедической гимнастики.

Для профилактики плоскостопия предлагаю следующий комплекс упражнений:

1. Катание по полу ступнями (палки, карандаши, небольшие мячи).

2. На пол укладывается салфетка, которую предлагаю смять с помощью стопы.

3. Круговые движения ступнями наружу и вовнутрь.

4. Стоя на носочках, сводить и разводить пятки, не отрывая пальцев от пола.

5. Ребенку предлагаю собрать пальцами ног и перекладывать с места на место разбросанные на полу предметы.

Технология развития эмоционально – волевой сферы.

Эмоционально-волевая сфера характеризуется как сущность и динамические изменения чувств, эмоций и волевых проявлений личности. Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов.

Спорт, на мой взгляд – это лучшее средство для развития эмоционально-волевой сферы дошкольников. Особенно эффективны спортивные командные игры. В ходе игры происходит и эмоциональное развитие детей, так как ребята учатся выражать свои положительные эмоции от общего успеха, а также учатся преодолевать негативные эмоции, возникающие в ходе игры.

Логопедическая ритмика-это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры.

Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой, способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.

Технологии обучения здоровому образу жизни.

Физкультурное занятие. Проводится 2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Все возрастные группы. Ранний возраст - в групповой комнате или физ. зале - 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Утренняя гимнастика проводится в традиционной форме (комплекс ОРУ, в игровой форме, в виде круговой тренировки, из подвижных игр с предметами и т. д.) Развивает все группы мышц, укрепляет организм ребенка.

Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия). Проводятся в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом со старшего возраста. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры можно играть и дома, и во дворе, в детском центре, на празднике или семейной вечеринке, на тренинге или использовать как минутки отдыха после занятий. Проводятся 1-2 раза в неделю по 30 мин. Со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Игра «Добрые слова», «Солнышко проснулось», «Передай мяч - подари радость»

Занятия из серии «Здоровье»- реализуются 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий, в качестве познавательного развития. Видео – «Почему важно дышать через нос», Для чего нужна зарядка»

Биологическая обратная связь (БОС) - учимся и оздоравливаемся.

Тема: Цель и задачи:

1. Что такое воздух.

*Зачем мы дышим

* Как дышит человек Знакомство ребенка с дыханием, как основой жизни живых существ.

2. Что такое сердце.

*Сердце и легкие- друзья

3. Да здравствует хорошее настроение.

*Коварный стресс»

4.*Давайте жить дружно. Закрепить понятие стресса и его негативного воздействия на здоровье человека.

Объяснить, почему человек, подверженный стрессу, может заболеть;

Объяснить, почему стресс и плохое настроение может привести к болезни;

Коррекционные технологии.

Технологии музыкального воздействия проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Музыка, сопровождающая физические упражнения, строевые, подвижные игры создает определенный эмоциональный настрой, активизирует внимание детей. Правильно подобранное музыкальное сопровождение способствует выразительности, четкости, координации движений; эмоциональному переживанию музыкальных образов; развитию слуха.

Важно подбирать музыку, учитывая возраст детей и смену вида деятельности (быстрая, спокойная, ритмичная) Дети с удовольствием занимаются под музыкальное сопровождение.

Технологии воздействия цветом. Цвет может помочь снять стресс или нервное возбуждение, успокоить или же наоборот - он может активизировать работоспособность, поднять жизненный тонус организма.

Это – постоянно обновляющийся источник радости. «Цвет сам по себе что-то выражает – от этого нельзя отказываться, это надо использовать»,- считал В. Ван Гог.

Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет для ребенка – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Технологии коррекции поведения. В педагогической энциклопедии понятие коррекция определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий. Причем коррекция рассматривается как педагогическое воздействие, которое не сводиться к тренировочным упражнениям, направленным на исправление отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребенка в целом. Проводятся сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста. Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий.

Сказкотерапия– это интеграционный метод развития личности: он объединяет различные методы обучения в единую «сказочную» форму. В практике физического воспитания элементы сказкотерапии используются в виде игр драматизации («Репка», «Колобок») игровой деятельности на основе русских народных игр («Горелки», «Салки» «У медведя во бору»)

Психогимнастика: сохранение физического и психического здоровья у детей и предупреждение эмоциональных расстройств. Она направлена на обучение элементам техники выразительных движений и на приобретение навыков в саморасслаблении. Помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Дети просто играют, получают удовольствие, испытывают интерес, познают окружающий мир, но при этом учатся нелегкому делу - умению управлять собой и своими эмоциями. Участие детей в упражнениях должно быть добровольным. Можно пытаться увлечь их, заинтересовать, соблазнить, но, ни в коем случае не заставлять. Психогимнастика – это не физкультура, не механическое повторение физических упражнений. Например, ребенок не просто выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемом барабане в цирке. Снежинки кружатся под спокойную музыку (тихий ветерок); быстрая музыка (сильный ветер)

Арт-терапия - представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Арт-терапия направлена, в первую очередь, на решение психологических и педагогических проблем. Трудности в общении со сверстниками, многие из них гиперактивны или наоборот зажаты. Дети нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке со стороны взрослых, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения.

Виды арт-терапии: классическая арт-терапия: рисование, лепка, живопись, графика и фотография. Современная арт-терапия : игротерапия, изо терапия, сказкотерапия, оригами, маскотерапия, драма терапия, музыкотерапия, цветотерапия, песочная терапия, танцевально-двигательная терапия.

Артикуляционная гимнастика — это система упражнений, помогающая улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз (артиклем). Артикуляционную гимнастику желательно выполнять по 2 раза в день, например, утром, после зарядки, и вечером.

Фитбол гимнастика - коррекционная, современная технология, способствующая развитию координации движений, активизации дыхательной системы, правильной осанки. Фитбол является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач. Фитболы уникальны по своему воздействию на организм дошкольника и вызывают особый интерес. Мяч имеет определенные свойства: размер, цвет, упругость. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов усиливает положительный эффект упражнений с фитболом.

Десять золотых правил здоровьесбережения:

Соблюдайте режим дня!

Обращайте больше внимания на питание!

Больше двигайтесь!

Спите в прохладной комнате!

Гасите в себе гнев, не дайте вырваться ему наружу!

Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

Гоните прочь уныние и хандру!

Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

Желайте себе и окружающим только добра!

Публикации по теме:

«Лето красное — для здоровья время прекрасное!» Фотоотчёт о физкультурных занятиях с мячом на прогулке летом«Лето красное — для здоровья время прекрасное!» Фотоотчёт о физкультурных занятиях с мячом на прогулке летом В современном мире в настоящее время особое беспокойство вызывает проблема здоровья детей. В дошкольном возрасте закладывается фундамент.

«Лето красное — для здоровья время прекрасное!» Фотоотчёт о физкультурных занятиях с обручем на прогулке летом«Лето красное — для здоровья время прекрасное!» Фотоотчёт о физкультурных занятиях с обручем на прогулке летом Лето прекрасное время года. Дети нуждаются в максимально длительном пребывании на свежем воздухе. Лето дарит нам возможность насладиться.

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Консультация для воспитателей «Использование современных пластических масс для лепки в детском саду»Консультация для воспитателей «Использование современных пластических масс для лепки в детском саду» Уважаемые коллеги! Сегодня никого из нас не удивишь разнообразными пластическими массами для лепки. Одним из самых популярных пластилинов.

Консультация «Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию»Консультация «Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию» Применение информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию В наш современный век информационного и технического прогресса.

Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования»Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования» Консультация для педагогов «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования (технологическая.

Консультация «Спортивная форма – необходимая деталь на физкультурных занятиях»Консультация «Спортивная форма – необходимая деталь на физкультурных занятиях» Консультация «Спортивная форма – необходимая деталь на физкультурных занятиях» Спортивная форма на физкультурных занятиях - это обязательное.

Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании»Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.

Отчет по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре» Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры» за 2016-2018 год Цели:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Использование современных технологий на физкультурных занятиях в ДОУ»
Опубликовано: 26 ноября 2020 в 14:21
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Использование современных технологий на физкультурных занятиях в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Молчаненко (УИ 1757587) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД