Светлана Молчаненко
Консультация «Использование современных технологий на физкультурных занятиях в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Что бы во время занятий по физическому воспитанию у детей появилось чувство радости, улучшилось настроение - необходимы использовать новые технологии, методы, формы способствующие укреплению здоровья дошкольников.
Публикация «Консультация „Использование современных технологий на физкультурных занятиях в ДОУ“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Консультации для родителей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
В ДОУ используют сздоровьесберегающие технологии в следующих направлениях:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: cтретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, технологии развития эмоционально – волевой сферы, гимнастика пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая, корригирующая, ортопедическая. Самомассаж, фонетическая и логопедическая ритмика, оздоровительный бег.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, утренняя гимнастика, проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», биологическая обратная связь (БОС).
3. Коррекционные технологии : арт - терапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, артикуляционная гимнастика, фитбол гимнастика.
Все вышеперечисленные технологии должны применяться в ДОУ комплексно, при участии всего кадрового состава (воспитатель, медицинский работник, логопед, старший воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, инструктор физической культуры) только при комплексном подходе можно выполнить поставленную задачу, а именно сохранить здоровье наших детей!
Самое главное, чтобы каждая непосредственно образовательная деятельность перемешалась с активным отдыхом, происходила постоянная смена деятельности. Благодаря использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, у детей появляется устойчивая положительная мотивация к сохранению и укреплению своего здоровья. К тому же дети с большим интересом занимаются познавательной деятельностью, становятся более усидчивыми, внимательными, дольше сохраняют работоспособность и намного лучше усваивают материал.
Игровой стретчинг. Это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг повышает общую двигательную активность. Упражнения стретчинга направлены на формирование правильной осанки. Развивается эластичность мышц, воспитывается выносливость и старательность. Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. Проводятся в физкультурном, музыкальном залах, либо в групповой комнате. В хорошо проветренном помещении выполняются специальные упражнения под музыку.
Ритмопластика-это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер. Они выполняются под музыку в спокойном, медленном темпе. Ритмическая гимнастика укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую системы
(кружение – снежинки, листики, всевозможные наклоны повороты с предметами и без). Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка.
Динамические паузы (физкультминутки). Проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и элементы спортивных игр проводятся, как часть непосредственной образовательной деятельности в спортивных досугах и развлечениях, на прогулке. В групповой комнате проводятся игры малой и средней степени подвижности. Они развивают быстроту бега, координацию движений, ловкость, выносливость и другие физические качеств. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация: обучение детей приемам саморасслабления. Психомышечная тренировка.
- Тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции.
- Развитие воображения, образного мышления.
- Снятие психоэмоционального напряжения.
- Успокоение и организация возбужденных детей.
- Создание позитивного фона настроения. Используется во всех возрастных группах под спокойную музыку природы, сказки и другое.
Технологии эстетической направленности: реализуются на занятиях ху-
дожественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп. Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса.
Гимнастика пальчиковая: проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Гимнастика для глаз. Гимнастика для глаз способствует снятию напряжения мышц глаз и улучшает кровообращение. Проводится под тексты стихотворений ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Гимнастику можно проводить в любой части занятия (в начале, середине или в конце) с учетом возрастных, зрительных и двигательных возможностей детей.
Гимнастика дыхательная - это система дыхательных упражнений, направленных на профилактику и лечение заболеваний, связанных с органами дыхания. Проводиться в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры и правильном дыхании (вдохе и выдохе)
Гимнастика пробуждения: проводится ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. во всех возрастных группах. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ. Гимнастика после дневного сна способствует плавному переходу от сна к бодрствованию. Основное содержание бодрящей гимнастики: общеразвивающие упражнения корригирующей и профилактической направленности.
Оздоровительный бег: реализуется со старшего возраста в теплый период в утренний прием на утренней гимнастике, НОД на улице или на прогулке. Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком в игровой форме. Способствует не только физическому укреплению, но и оздоровлению его психики.
Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время. Игровой самомассаж является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения, дети получают радость и хорошее настроение. Это способствует формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развитию навыков собственного оздоровления. Можно проводить самомассаж в свободной деятельности или в виде динамической паузе на занятиях.
Корригирующая гимнастика (от лат. corrigo - выпрямляю, исправляю) — разновидность лечебной гимнастики. Основным средством формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия являются занятия физическими упражнениями. Вначале даются различные виды ходьбы, бега для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия. Начинать гимнастику надо с легких упражнений и постепенно переходить к более сложным упражнениям. Общая нагрузка на организм должна увеличиваться от одного занятия к другому постепенно.
Ортопедическая гимнастика-это здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья. Используется для профилактики плоскостопия с использованием массажных дорожек, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом, через комплекс специальных упражнений.
Гимнастика должна проходить регулярно и последовательно. Дети выполняют упражнения босиком. Ходьба босиком - это своеобразные сеансы точечного массажа стопы. Также необходимо помнить, что взрослый является активным участником, помощником в проведении ортопедической гимнастики.
Для профилактики плоскостопия предлагаю следующий комплекс упражнений:
1. Катание по полу ступнями (палки, карандаши, небольшие мячи).
2. На пол укладывается салфетка, которую предлагаю смять с помощью стопы.
3. Круговые движения ступнями наружу и вовнутрь.
4. Стоя на носочках, сводить и разводить пятки, не отрывая пальцев от пола.
5. Ребенку предлагаю собрать пальцами ног и перекладывать с места на место разбросанные на полу предметы.
Технология развития эмоционально – волевой сферы.
Эмоционально-волевая сфера характеризуется как сущность и динамические изменения чувств, эмоций и волевых проявлений личности. Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов.
Спорт, на мой взгляд – это лучшее средство для развития эмоционально-волевой сферы дошкольников. Особенно эффективны спортивные командные игры. В ходе игры происходит и эмоциональное развитие детей, так как ребята учатся выражать свои положительные эмоции от общего успеха, а также учатся преодолевать негативные эмоции, возникающие в ходе игры.
Логопедическая ритмика-это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры.
Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой, способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.
Технологии обучения здоровому образу жизни.
Физкультурное занятие. Проводится 2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Все возрастные группы. Ранний возраст - в групповой комнате или физ. зале - 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Утренняя гимнастика проводится в традиционной форме (комплекс ОРУ, в игровой форме, в виде круговой тренировки, из подвижных игр с предметами и т. д.) Развивает все группы мышц, укрепляет организм ребенка.
Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия). Проводятся в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом со старшего возраста. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры можно играть и дома, и во дворе, в детском центре, на празднике или семейной вечеринке, на тренинге или использовать как минутки отдыха после занятий. Проводятся 1-2 раза в неделю по 30 мин. Со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Игра «Добрые слова», «Солнышко проснулось», «Передай мяч - подари радость»
Занятия из серии «Здоровье»- реализуются 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий, в качестве познавательного развития. Видео – «Почему важно дышать через нос», Для чего нужна зарядка»
Биологическая обратная связь (БОС) - учимся и оздоравливаемся.
Тема: Цель и задачи:
1. Что такое воздух.
*Зачем мы дышим
* Как дышит человек Знакомство ребенка с дыханием, как основой жизни живых существ.
2. Что такое сердце.
*Сердце и легкие- друзья
3. Да здравствует хорошее настроение.
*Коварный стресс»
4.*Давайте жить дружно. Закрепить понятие стресса и его негативного воздействия на здоровье человека.
Объяснить, почему человек, подверженный стрессу, может заболеть;
Объяснить, почему стресс и плохое настроение может привести к болезни;
Коррекционные технологии.
Технологии музыкального воздействия проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Музыка, сопровождающая физические упражнения, строевые, подвижные игры создает определенный эмоциональный настрой, активизирует внимание детей. Правильно подобранное музыкальное сопровождение способствует выразительности, четкости, координации движений; эмоциональному переживанию музыкальных образов; развитию слуха.
Важно подбирать музыку, учитывая возраст детей и смену вида деятельности (быстрая, спокойная, ритмичная) Дети с удовольствием занимаются под музыкальное сопровождение.
Технологии воздействия цветом. Цвет может помочь снять стресс или нервное возбуждение, успокоить или же наоборот - он может активизировать работоспособность, поднять жизненный тонус организма.
Это – постоянно обновляющийся источник радости. «Цвет сам по себе что-то выражает – от этого нельзя отказываться, это надо использовать»,- считал В. Ван Гог.
Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет для ребенка – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Технологии коррекции поведения. В педагогической энциклопедии понятие коррекция определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий. Причем коррекция рассматривается как педагогическое воздействие, которое не сводиться к тренировочным упражнениям, направленным на исправление отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребенка в целом. Проводятся сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста. Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий.
Сказкотерапия– это интеграционный метод развития личности: он объединяет различные методы обучения в единую «сказочную» форму. В практике физического воспитания элементы сказкотерапии используются в виде игр драматизации («Репка», «Колобок») игровой деятельности на основе русских народных игр («Горелки», «Салки» «У медведя во бору»)
Психогимнастика: сохранение физического и психического здоровья у детей и предупреждение эмоциональных расстройств. Она направлена на обучение элементам техники выразительных движений и на приобретение навыков в саморасслаблении. Помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Дети просто играют, получают удовольствие, испытывают интерес, познают окружающий мир, но при этом учатся нелегкому делу - умению управлять собой и своими эмоциями. Участие детей в упражнениях должно быть добровольным. Можно пытаться увлечь их, заинтересовать, соблазнить, но, ни в коем случае не заставлять. Психогимнастика – это не физкультура, не механическое повторение физических упражнений. Например, ребенок не просто выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемом барабане в цирке. Снежинки кружатся под спокойную музыку (тихий ветерок); быстрая музыка (сильный ветер)
Арт-терапия - представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Арт-терапия направлена, в первую очередь, на решение психологических и педагогических проблем. Трудности в общении со сверстниками, многие из них гиперактивны или наоборот зажаты. Дети нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке со стороны взрослых, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения.
Виды арт-терапии: классическая арт-терапия: рисование, лепка, живопись, графика и фотография. Современная арт-терапия : игротерапия, изо терапия, сказкотерапия, оригами, маскотерапия, драма терапия, музыкотерапия, цветотерапия, песочная терапия, танцевально-двигательная терапия.
Артикуляционная гимнастика — это система упражнений, помогающая улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз (артиклем). Артикуляционную гимнастику желательно выполнять по 2 раза в день, например, утром, после зарядки, и вечером.
Фитбол гимнастика - коррекционная, современная технология, способствующая развитию координации движений, активизации дыхательной системы, правильной осанки. Фитбол является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач. Фитболы уникальны по своему воздействию на организм дошкольника и вызывают особый интерес. Мяч имеет определенные свойства: размер, цвет, упругость. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов усиливает положительный эффект упражнений с фитболом.
Десять золотых правил здоровьесбережения:
Соблюдайте режим дня!
Обращайте больше внимания на питание!
Больше двигайтесь!
Спите в прохладной комнате!
Гасите в себе гнев, не дайте вырваться ему наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Желайте себе и окружающим только добра!