Светлана Болотова
Консультация «Индивидуальные (личностные) особенностей в развитии детей дошкольного возраста»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Индивидуальные (личностные) особенностей в развитии детей дошкольного возраста»
Воспитатель : Болотова С. А
Г. Красноярск
Публикация «Консультация „Индивидуальные (личностные) особенностей в развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
«Индивидуальные (личностные) особенностей в развитии детей дошкольного возраста»
Цель: Формирование у педагогов умений, необходимых для создания условий гармоничного психического, физического и интеллектуального развития детей.
Задачи:
- активизировать знания педагогов по данной теме
- стимулирование педагогов к поиску способов учёта индивидуально-личностных особенностей детей в своей работе
- разработка рекомендаций при воспитании детей разных темпераментов
Задача взрослых - создать условия для полноценного развития специфически детских видов деятельности ребенка в детском саду на основе выработки индивидуального подхода к каждому ребенку, а для этого необходимо знать и опираться на возрастные и индивидуальные особенности детей.
Изучение личности ребенка - основа индивидуального подхода в воспитании и обучении.
Изучение физического состояния и здоровья детей. Нужно знать раннее перенесенные ребенком заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы.
Все это помогает правильно дозировать физические нагрузки, а также имеет большое значение при проведении процедур закаливания, которые должны осуществляться систематически, на строго индивидуальной основе.
Изучение особенностей познавательной деятельности детей, свойств их памяти, склонностей и интересов, а также предрасположенности к более успешному освоению тех или иных образовательных областей.
С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в образовательной деятельности: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; детям с низким уровнем развития нужно оказывать индивидуальную помощь в развитии их внимания, памяти, сообразительности, познавательной активности.
Изучение чувственно-эмоциональной сферы дошкольников, выявление детей отличающихся повышенной раздражительностью, болезненно реагирующих на замечания, не умеющих поддерживать контактов с товарищами.
Изучение характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределении поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.
Изучение условий домашней жизни и воспитания детей, их увлечений, которые оказывают значительные влияния на воспитание и развитие.
Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, записывая в нем особенности поведения воспитанников, делая периодически краткие обобщения результатов наблюдения.
Первый блок – направленность личности. Она устанавливается на основе системы отношений ребенка к окружающему миру.
К этой системе относятся потребности, интересы, мотивы поведения и т. п. Все вышеперечисленное – и потребности, и мотивация, и интересы – присущи малышу же на третьем году жизни. Поэтому можно сказать о том, что именно в этом периоде начинается процесс формирования направленности личности ребенка.
Второй блок – возможности личности. Данная грань личности раскрывает, как именно протекает процесс освоения мира в конкретной – игровой, бытовой, творческой, элементарной трудовой деятельности.
В связи с этим необходимо отметить столь прекрасные качества ребенка, как активность, инициативность и самое важное качество – возрастную компетентность, т. е. множество знаний, умений и навыков, которыми ребенок должен овладеть к определенному возрасту. Формируется и столь важное качество, как креативность. Это проявляется в оригинальной композиции рисунков, умении перенести изученный материал в новые условия, в стремлении построить новый вариант домика и т. п.
Третий блок – психологические особенности поведения, такие как характер, темперамент, индивидуальность и стиль человека.
Благодаря наличию перечисленных способностей человек может сочувствовать ближнему, умеет уступать другому, проявляет терпение, помогает и т. д.
Перечисленные черты соответствуют сердечному, доброму и отзывчивому характеру. Ребенок приучается любить не только своих родственников, но и других людей.
Считается, что темперамент и характер обозначают динамические и содержательные аспекты поведения, эмоционально-волевая устойчивость личности являются составной частью характера человека, а способности – это такие особенности личности, которые являются условием выполнения той или иной продуктивной деятельности.
Темперамент – это врожденное качество, и изменить его невозможно!
Свойства темперамента связаны в определенные структуры, образующие типы темперамента:
Какие типы присущи темпераменту?
холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
Однако «чистые» типы темперамента встречаются довольно редко.
Тип темпер-та Характеристика Акцент в воспитании
Сангвиник Дружелюбен, общителен, жизнерадостен, довольно покладист и рассудителен, легко идет на компромисс, приспосабливается к непривычной обстановке, активен, подвижен, импульсивен, незлопамятен, недостает терпения и упорства, поэтому часто не может сосредоточиться на каком-то одном виде деятельности.
При неправильном воспитании такие дети нередко вырастают ветреными и легкомысленными.
• Формировать устойчивые интересы; Так как за легким вхождением в новую обстановку и в новую деятельность зачастую скрывается и отрицательная сторона: ребенок меняет одну игрушку за другой, берется за новое дело, не закончив начатое, он общителен, но у него нет ни одного друга. Если ребенок выполнил работу плохо, предложите ему ее переделать.
• учить доводить начатое до конца;
• формировать критичное отношение к результатам своего труда;
• обращать внимание на качество выполнения задания;
• предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности.
• нужно опираться на такие качества как общительность и энергичность.
• собранность и аккуратность формируются значительно труднее. Их формирование затрудняет снисходительное отношение к нарушениям правил, порядка (не убрал постель, не повесил на вешалку одежду, разбросал карандаши и т. д., а также отсутствие контроля над поведением и действиями. Детям-сангвиникам подойдет любой вид спорта, поскольку у них быстрая реакция и им все интересно.
Холерик Неугомонный озорник и задира. Приступы раздражения и гнева для него обычное явление. Легко адаптируется к непривычной обстановке, но из-за своего вспыльчивого характера довольно редко находит общий язык со сверстниками. Склонен к игре на публику, постоянно нуждается в зрителях, от которых ждет ответной реакции. Новую информацию усваивает быстро, но уже через несколько минут она вылетает у него из головы.
Холерик любит активные шумные игры и новые впечатления, охотно идет на риск. Такие дети невнимательны, им не хватает рассудительности и умения рассчитывать свои возможности. • Развивать способность считаться с чувствами окружающих;
• направлять энергию на полезные дела;
• укреплять процесс торможения через включение в спокойную деятельность;
• развивать сдержанность;
• предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточения, точности.
• активность, подвижность, эмоциональность, настойчивость помогают им занять в обществе хорошее положение.
• При неправильном отношении к такому ребенку взрослых, которые пытаются остановить активность, тормозят его подвижность, возникают сложности обучения и воспитания.
• Разумнее в такой ситуации поддержать его полезное увлечение, стремиться так организовать его времяпрепровождение, чтобы активность находила полезное применение, т. е. направить активность в нужное русло.
• А также целесообразно будет ограничить все, что возбуждает нервную систему ребенка перед сном.
• Детям-холерикам полезны все виды занятий, которые помогают развивать сообразительность и сосредоточенность: настольные игры, конструирование, рисование.
• Организовывая для ребенка постоянное трудовое поручение, мы дисциплинируем, воспитываем умение управлять собой.
• Холерикам просто необходим спорт, особенно подходят футбол, хоккей, теннис, волейбол, баскетбол, бокс.
Флегматик Очень спокоен, сдержан, серьезен. На первый взгляд может показаться вялым и неэмоциональным. Не слишком любознателен, предпочитает тихие игры и крайне редко занимает позицию лидера среди других детей. Тяжело и долго приспосабливается к новой обстановке, плохо переносит перемены. Боится рисковать и не любит проявлять инициативу. Медлителен, для усвоения новой информации ему требуется немало времени, но однажды полученные знания прочно закрепляются в его памяти. Флегматик легко засыпает, а вот разбудить его порой бывает непросто: малыш капризничает, ноет, а потом полдня жалуется на вялость и сонливость. • Постепенно развивать активность и подвижность, включая в игры с малой, затем средней, а потом высокой подвижностью;
• учитывать низкий темп выполнения задания.
• Педагогу нужно как-то стремиться активизировать деятельность такого ребенка. Но не стоит кричать и угрожать ребенку, подталкивать его. Такое отношение оказывает тормозящее действие на ребенка, и, вместо желаемого результата, он будет работать медленнее.
• Еще одной ошибкой являются попытки оградить, отстранить ребенка от работы, для которой требуются усилия. В данном случае может развиться неуверенность в своих силах, стремление избегать всего того, где нужно работать быстро.
• Развивать активность флегматиков нужно постепенно, соблюдая постепенное наращивание темпа.
• Очень важно поощрять даже незначительное проявление подвижности. Такие качества, как уравновешенность, терпимость, способность к длительному сосредоточению, старательность, аккуратность очень значимы для успеха в дидактических играх и конструктивной деятельности.
• следует включать ребенка и в виды деятельности, требующие от него двигательной активности (гимнастика, подвижные игры и др., для преодоления вялости и пассивности, нельзя таких детей объединять в коллективном труде с теми, чей темп значительно выше. Это также важно учитывать при проведении спортивных игр.
• Нужно давать ребенку поручения, которые требуют от него общения с детьми или взрослыми, что поможет развивать умение приспосабливаться к новым условиям и коммуникативные умения.
• Ребенку-флегматику подойдут интеллектуальные виды спорта, такие как гольф, шахматы, бильярд. Также им подходят восточные единоборства, так как они неспешны и полны философии.
Меланхолик Застенчив, робок, нерешителен. Во всех его движениях, жестах, речи проявляется неуверенность. Такие дети часто замыкаются в себе, очень плохо привыкают к новому коллективу. Знания даются меланхолику с большим трудом, так как малыш постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном. Меланхоличные дети очень мнительны, они нередко волнуются по пустякам и крайне болезненно реагируют на наказания и отрицательные оценки. • Чаще давать положительную оценку, подбадривать;
• создавать ситуации успеха;
• организовывать совместную деятельность с успешными детьми.
• развивать общительность, чувство коллективизма.
• Также очень важно в обучении соблюдать щадящий режим. Главным образом следует уменьшить шум, количество игрушек, сузить круг знакомств, чтобы избежать сильных раздражителей. Но при этом нужно стараться постепенно приучать ребенка-меланхолика не бояться шума, спокойно относиться к чему-то новому.
• Педагогу важно расположить такого ребенка к себе, вызвать доверие еще на этапе его адаптации в новой ситуации. Если на таких детей повышать голос, наказывать их, это может привести к замкнутости, повышенной тревожности, ребенок может долго плакать.
• Детям-меланхоликам обычно проще проявить себя в художественной деятельности (музыкальной, танцевальной, изобразительной и др.).
• Выбирая виды спорта, остановитесь на таких, в которых нужно целиться, например, стрельба или метание диска. Родителям можно попробовать занять ребенка верховой ездой, подарить ребенку-меланхолику собаку, энергичную и игривую, к тому же с питомцем ребёнок будет ежедневно гулять.
Характер - это совокупность устойчивых индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в жизнедеятельности, поведении человека в виде его отношения к окружающим людям, к самому себе, к делу, другим различным обстоятельствам бытия. Характер формируется, как правило, постепенно в процессе познания и практической деятельности.
Характер проявляется в деятельности, общении, в манере поведения человека. В нем выражается отношение субъекта к явлениям общественно-трудовой, личной жизни в различных ситуациях, в которых субъект проявляет себя в целом как личность. Эти отношения формируют индивидуальный стиль поведения.
Существуют различные подходы к описанию, классификации свойств, черт характера. Условно их можно сгруппировать следующим образом.
Черты, в которых отражается отношение человека к другим людям (к родным, близким, знакомым и незнакомым, к лицам противоположного пола, к людям, которые к нему относятся хорошо или настроены враждебно).
Черты, в которых проявляется отношение человека к самому себе (к своему социальному статусу, своей внешности, собственному здоровью и т. п.). Они тесно переплетаются с чертами характера, проявляющимися в отношениях с людьми.
Черты, выражающие отношение к делу, работе, служебной, профессиональной деятельности (трудолюбие, добросовестность, аккуратность, леность, безответственность и т. п.). Эти черты характера влияют на авторитет, социальный престиж человека. Среди них необходимо также выделить черты характера, выражающие отношение к дисциплине, правопорядку: исполнительность, пунктуальность.
Черты, в которых отражается отношение к вещам, материальному благополучию (щедрость, жадность, корыстолюбие, бережливость и некоторые другие).
В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.
Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.
Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из них, наиболее значимую:
1) природные (или естественные способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками
2) творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребёнку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.
В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности, прежде всего художественные.
Дошкольник включён во всё многообразие художественных видов деятельности.
Он поёт, танцует, лепит, рисует. У ребёнка дошкольного возраста проявляются такие способности, как изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально-речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики.
3) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.
4) способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д.
5. сенсорные способности связаны с восприятием ребёнком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3 – 4 лет.
6. основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом;
7. конструктивно-техничесих способностей в дошкольном возрасте создаёт конструирование из разных материалов, конструкторов, использование технических игрушек.
Богатые возможности для развития конструктивно-техничесих способностей в дошкольном возрасте создаёт конструирование из разных материалов, конструкторов, использование технических игрушек.
Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребёнка, можно выявить, а затем и развить его способности.
Уровни развития способностей :
Одарённость - Одарённостью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.
Талант – это определённое сочетание способностей, их совокупность, высшая степень способностей личности в определённой деятельности.
В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и др.).
Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности.
Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
Гениальностью называют высшую степень творческих проявлений личности. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры.
Условия развития способностей в дошкольном возрасте :
--- Особенности семейного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока. Чем, когда дети предоставлены сами себе.
--- Включение дошкольника в разные виды деятельности для проявления всех его задатков и склонностей. Ребёнку необходимо попробовать себя во всех сферах деятельности.
--- Создание предметно-пространственной, развивающей среды (учет индивидуализации образовательного пространства)
--- Правильная позиция взрослого в общении с детьми.
Поэтому в общении с одарёнными детьми взрослому следует проявлять терпение к странным на его взгляд идеям малыша, проявлять сочувствие к неудачам, стараться отвечать на все его вопросы, предоставлять максимальную самостоятельность и возможность заниматься интересующим делом.
И в то же время следует помнить, что одарённый ребёнок всё-таки характеризуется теми же возрастными показателями, что и обычный.
Поэтому ему необходимо предоставить время для игры, дошкольных видов деятельности, чтобы избежать преждевременного взросления.
Заключение
От того, как будут развиваться потребности ребенка, зависит развитие и становление его личности (а потребности ребенка в каждом возрасте разные).