Татьяна Кондратьева
Консультация «Формирование образа мира ребенка посредством игр, упражнений и сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация - пропитывание человека обществом.
С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы. Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли. Это родители, педагоги и сами дети - сверстники дошкольника. В детском саду, помимо общественного окружения, расширяется и предметный мир ребенка, за пределами дома он видит множество новых, созданных человеком вещей, узнает об их свойствах и применении. Кроме того, в
Публикация «Консультация „Формирование образа мира ребенка посредством игр, упражнений и сказок“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
дошкольном образовательном учреждении, помимо впитывания всего нового, у ребенка появляется возможность раскрыть и проявить свою индивидуальность. Постепенно формируется образ мира ребёнка.
Понятие "образ мира" ввел А. Н. Леонтьев, рассматривая проблемы восприятия. По его мнению, восприятие-это не только отражение действительности, оно включает в себя не только картинку мира, но и понятия, в которых объекты действительности могут быть описаны. То есть в процессе построения образа предмета или ситуации главное значение имеют не отдельные чувственные впечатления, а образ мира в целом. По мнению А. В. Петровского формирование образа мира происходит в процессе взаимодействий субъекта с миром, то есть посредством деятельности.
Итак, под образом мира понимается некоторая совокупности или упорядоченная многоуровневая система знаний человека о мире, о себе, о других людях, которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие.
Образ мира - это личностно обусловленное, изначально неосознаваемое, целостное отношение субъекта к себе и к окружающему миру, несущее в себе имеющиеся у человека иррациональные установки.
У каждого из нас накоплен свой опыт общения, сформировались определенные взгляды, убеждения, которые носят устойчивый характер. Этот опыт дает уверенность в том, что мы знаем себя, знаем, чего ждать от ситуации, в которой находимся, чего ждать от собеседника. Такие ожидания называются установками, и именно они являются барьером на пути к полноценному общению. У каждого из нас есть стереотипное представление о людях определенной профессии, национальности, представление о том, как поведут себя люди в той или иной ситуации. Можно сказать, что установка — это ярлык, который мы вешаем на другого человека и на самого себя.
У американского психолога Эрика Берна в работе «Трансактный анализ» описан процесс социализации личности, включающий в себя формирование четырех видов психологических установок. Автор рассматривает установки на себя и собеседника по одному критерию — «ОК» (о,кей) Если перевести на русский язык, это четыре установки:
Я хороший, и ты хороший.
Я хороший, а ты плохой.
Я плохой, и ты плохой.
Я плохой, а ты хороший.
За каждой установкой стоит огромное количество убеждений, формировавшихся в течение жизни. В установках отражается карта мира родителей, самооценка, набор комплексов и страхов человека. Благополучное детство, родительская любовь формируют позитивный взгляд на мир и установку «Я хороший, и ты хороший». Ребенок, лишенный родительского внимания и любви, вероятнее всего, будет воспринимать мир как агрессивную среду, и в его мировоззренческом багаже будут установки «Я плохой» или «Ты плохой». Установки — это иллюзии, искажающие представление об окружающем мире.
Формирование образа мира детей дошкольного возраста раскрывается через постепенное накопление чувственного опыта в процессе взаимодействия с окружающим миром. На этой основе происходит стимуляция познавательной активности ребенка : от проявлений любопытства - к направленному интересу, что подталкивает его к получению новых знаний и впечатлений, которые сопоставляются с уже имеющимся опытом и направляют деятельность на новый уровень познания окружающей действительности. В результате данного процесса складывается измененный образ мира, обогащенный новыми знаниями и личностным опытом ребенка.
Если же взрослый (например, воспитатель или родитель) хочет приобщить ребенка к определенной системе мировоззренческих принципов, а значит, и определенной модели мироустройства, то он обязательно должен воплотить ее в виде словесного, изобразительного или поведенческого текста (рассказа, песни, басни, картины, модели поведения и т. д., который максимально легко и полно может быть усвоен воспитуемым.
Игры, упражнения и сказки могут помочь ребёнку понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими, снизить свою тревогу и послужить началом долгого совместного пути ребенка к самопознанию, укреплению своего «Я».
«Детство — это время установления базовых отношений ребенка с миром и стремление упорядочить свои знания о мире, а затем обобщить их в виде умопостигаемой модели мироздания свойственно самим детям»
Мария Осорина
Притча
Человек, живший у края пустыни, посадил в своём саду молодой розовый куст, который ещё ни разу не цвёл. Долго он ждал, когда же тот, наконец, зацветёт, но цветов всё не было. И тогда садовник спросил розовый куст, почему же он не цветет?
- Почему я не цвету? - удивлённо переспросил куст. - А почему, собственно, я должен цвести? Посмотри вокруг, никто не цветёт. Вот такие же, как и я, кусты верблюжьей колючки, и никто из них не цветёт.
- Но ты же не колючка.
- Как не колючка! Я такой же, как и они, и колючки на мне есть, - отвечал куст.
- Нет, ты розовый куст и должен цвести, - не унимался садовник.
Но сколько ни пытался человек убедить куст, что он роза и должен цвести, сколько ни показывал ему энциклопедию с описанием роз и верблюжьих колючек, указывая на их отличия, ничего не помогало. Розовый куст не слушал его и продолжал утверждать, что он верблюжья колючка, а колючки не цветут.
У садовника больше не осталось сил, терпения и доказательств, чтобы переубедить упрямый саженец, и поэтому он решил купить ещё один куст роз. Вскоре в саду появился ещё один питомец.
- Вот ещё одна верблюжья колючка, как и я, - подумал прежний куст, когда садовник посадил новый. - Теперь мне будет не так уж скучно, а то другие колючки слишком далеко от меня, даже поговорить не с кем.
Новые соседи быстро подружились. Они много говорили, и вскоре новый куст понял, что его сосед почему-то считает себя верблюжьей колючкой. Это было довольно странно и нелепо - слышать такие слова, ведь он знал, кто они такие на самом деле, но новенький не стал спорить и переубеждать своего нового друга.
Вскоре пришла весна, а за ней и лето. И новый куст зацвёл. Куст, который считал себя верблюжьей колючкой, удивился, он не ожидал такого от… от… от такой же, как он, верблюжьей колючки. Но цветок его друга был так прекрасен, что старый куст ахнул, и на его побегах появились капельки слёз. От вида такой красоты сердце его наполнилось радостью и умиротворением. Он так проникся красотой, что вскоре и сам зацвёл.
А ты, дорогой друг, знаешь ли о своей внутренней сути или по-прежнему считаешь себя верблюжьей колючкой и продолжаешь вести себя согласно своему убеждению? Может, всё-таки ты признаешь себя розой и позволишь цветам любви распуститься в тебе?
Литература:
https://studbooks.net/1585390/psihologiya/suschnost_ponyatiya_obraz_mira_psihologii
Журнал Школьный психолог 09 2009
Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М. : Генезис, 2006.
М. Осорина Секретный мир детей в пространстве мира взрослых