Светлана Ларина
Консультация на тему «Адаптация детей младших групп к ДОУ, приобщение детей к гигиене и самообслуживанию»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Адаптация детей младших групп к ДОУ, приобщение детей к гигиене и самообслуживанию»
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.
Публикация «Консультация на тему „Адаптация детей младших групп к ДОУ, приобщение детей к гигиене и самообслуживанию“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Развитие навыков самообслуживание. Консультации
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Самое главное для воспитателя – завоевать доверие малыша, его привязанность. Нужно дать ему почувствовать, что его понимают и принимают таким, какой он есть. Для того, чтобы лучше понять ребенка, воспитателю нужно самому почаще вспоминать свой детский опыт разлуки с близкими, свои переживания и страхи. Это поможет с большим терпением переносить усталость или раздражение от постоянно плачущего и цепляющегося за одежду ребенка.
Если ребенок не отпускает воспитателя от себя, постоянно зовет маму, постарайтесь не игнорировать слова ребенка. Когда он без конца повторяет “мама придет”, - он на самом деле не уверен в этом, он боится, что мама никогда не придет и ищет у взрослого подтверждения своего самого большого желания. Поэтому на каждый подобный запрос ребенка отвечайте утвердительно, помогая ему поверить в то, что он вскоре увидит свою маму.
Ободрив малыша, постарайтесь переключить его внимание на игрушки, обойдите вместе с ним комнату, рассмотрите, что в ней находится. Если ребенок заинтересуется какой-нибудь игрушкой, вместе поиграйте с ней, а затем попробуйте оставить его ненадолго одного, объяснив, например, что вам нужно помыть руки, и пообещайте быстро вернуться. Уйдите на несколько минут, а затем вернитесь к ребенку. Он будет учиться понимать, что вы всегда рядом.
Уделяйте внимание не только тем детям, которые явно требуют его, но и тем, кто на первый взгляд чувствует себя спокойно. Не оставляйте ребенка безучастным. Равнодушие, апатия – один из признаков психологического дискомфорта, неблагополучия в эмоциональной сфере.
Если ребенок безучастно смотрит по сторонам, прижав к себе игрушку, и отказывается играть, начните играть сами неподалеку от него. Лучше всего, если это будет сюжетная игра, по ходу которой вы можете придумывать диалоги персонажей, иногда обращаясь к ребенку и постепенно втягивая его в игру. Такую игру можно развернуть с кем-нибудь из хорошо играющих детей. Может быть, такая игра больше заинтересует малыша.
Не забывайте поиграть с ребенком в эмоциональные игры, такие как “сорока-ворона”, “догонялки”, “прятки”. Игра в прятки имеет особое значение для детей раннего возраста, выполняет определенную дидактическую функцию. Она позволяет ребенку упражняться в освоении таких явлений, как исчезновение и появление, что может облегчить ему ожидание прихода мамы или папы.
Организуйте с малышом интересные, успокаивающие занятия с водой, песком, сюжетные игры, рисование пальцами на больших листах бумаги, с помощью настольного театра покажите ему сценки из сказки и пр.
Во время режимных процедур следует учитывать индивидуальные особенности детей, их привычки и предпочтения.
Для оптимизации процесса адаптации воспитатель может использовать следующее:
- Беседы с родителями;
- Анкетирование;
- Наблюдение за ребенком;
- Развивающие игры.
Сведения о ребенке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком в первые дни его пребывания. Уже в процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно важную информацию об особенностях ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т. д.
Кроме того, в ходе бесед важно, чтобы воспитатель установил контакт с родителями, помог снять тревогу за малыша, информировал бы о протекании адаптационного периода, ориентировал на активное взаимодействие.
В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендуется:
- Использовать элементы телесной терапии (брать на руки, обнимать, поглаживать);
- Предлагать ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой;
- Рассказывать сказки, петь колыбельные песни;
- Чаще давать ребенку теплое питье;
- Использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;
- Создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные моменты;
- Использовать музыку как фактор, улучшающий эмоциональное состояние и самочувствие ребенка;
- Сохранение привычных для малыша воспитательных приемов (кормления, укладывания на сон и т. д.);
- Организация бодрствования с учетом их индивидуальных желаний (играть одному или с другими детьми, участвовать в занятиях или нет и т. д.);
При положительной оценке всех параметров эмоционального состояния и поведения ребенка период острой адаптации считается законченным, и с ребенком можно проводить оздоровительные и реабилитационные мероприятия.
Адаптация считается завершенной, если восстановлено все, что было нарушено с переходом от домашнего воспитания к общественному.
Приобщение детей к гигиене и самообслуживанию
«Формирование культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста»
Задачи, которые мы реализуем в процессе режимных моментов:
- Воспитание культурно-гигиенических навыков.
- Формирование привычки (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
- Формирование умений во время еды правильно держать ложку.
- Побуждение детей к самостоятельности.
- Активизация речи детей, используя слова, обозначающие выполняемые действия.
- Обучение с помощью взрослого пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
- Поддержка родителей (законных представителей) в совместной работе по воспитанию у детей раннего возраста культурно - гигиенических навыков, охране и укреплению их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность
Тема эта очень актуальна тем, что воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков.
При формировании культурно – гигиенических навыков в своей группе, мы применяем показ, пример, объяснение. Широко используем в своей работе художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки, рассказы, стихи, для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно - гигиенических навыков.
У детей раннего возраста отсутствуют элементарные навыки личной гигиены : дети еще не умеют самостоятельно умываться, вытираться полотенцем. Обучение детей гигиеническим навыкам начали со знакомства с предметами личной гигиены : полотенце, расчески, носового платка. Для того, чтобы дети быстрее запомнили место своего полотенца, наклеили возле крючков яркие картинки. Это позволяет развить у детей интерес к гигиеническим процедурам.
На формирующем этапе условия привития культурно-гигиенических навыков постоянны, а методические приемы периодически изменяются. «Будем умываться» - говорили мы в начале года и показывали всё : как заворачивать рукава, как намыливать руки, как вымыть их, а затем учили пользоваться полотенцем, находя его по своей картинке, вытирать руки и лицо насухо и вешать полотенце на свой крючочек. И так изо дня в день. Все действия постоянно проводятся под контролем взрослых. В этой каждодневной деятельности совершенствуются культурно-гигиенические навыки у детей, формируются привычки: мытьё рук перед едой, после еды, после занятий с использованием красок и пластилина. Во время умывания рассказываем потешку «Водичка, водичка».
С течением времени, наблюдая за каждым ребёнком, каждодневно при гигиенических процедурах замечаем, кто из детей, в какой степени уже начинает овладевать теми или иными навыками, и постепенно предоставляем таким детям всё больше самостоятельности. Постепенно переходим от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у ребёнка осознанное отношение к правилам. Стараемся чаще хвалить детей за правильное выполнение приёмов по формированию культурно-гигиенических навыков. В умывальной комнате дети всегда находятся в окружении сверстников. Поэтому, учим их, проявлять внимание к тем, кто рядом, быть вежливыми, помогать поднять упавшее полотенце и повесить его на место.
Учим детей проситься на горшок по мере необходимости. Дети находят свой горшок по картинке. Учим детей самостоятельно садиться на горшок, снимая штанишки и натягивать их после туалета.
Воспитывая нормы поведения за столом, стараемся использовать индивидуальный подход к каждому малышу. Учим, как правильно держать ложку, как откусывать хлеб от целого кусочка и не крошить. Кушать аккуратно, не торопясь, и не разговаривать за столом во время еды, самостоятельно пить из кружки. Правильно сидеть на стульчике. Благодарить после еды, говорить «спасибо», а кто не умеет говорить «кивать головкой». Учим детейпользоваться салфетками. Проводили сюжетные игры «Угостим куклу Машу чаем», «Чаепитие игрушек», «Накормим мишку блинами, а зайку пирогами». Учим детей повторять игровые действия за взрослым, знакомим с названием посуды.
Оценивая поступки детей, стараемся давать положительные оценки их действиям: одобрять, поощрять, хвалить, чем поддерживаем в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать лучше.
В процессе работы применяются наглядные приемы обучения навыкам – показ, пример, которые занимают особенно большое место в работе с маленькими детьми. Показы сопровождаются пояснениями.
Показ действия малышам обязательно сопровождался проговариванием «Возьмите ложку правильно, пальчиками в одну руку, а хлеб в другую». Это помогает детям видеть наиболее существенные моменты, осмыслить действие в целом.
Объяснение нового действия сначала давалось очень подробно, потом постепенно сужалось и сводилось к напоминанию правила, которое было обращено ко всем или отдельным детям. Особенно удачной является косвенная форма, когда заранее выражается уверенность в том, что дети правильно выполнят указания. Например, «Сейчас я посмотрю, как дети моют руки, намыливают их мылом. Наверное, все помнят, что нужно завернуть рукава».
Таким образом, мы не только детям указывали на их действия, но и напоминали, как нужно правильно выполнить это указание.
В своей работе используем прием поощрения. Стараемся делать так, чтобы выполнение требований взрослого стало нормой поведения, потребностью ребенка.
Хорошей формой упражнения детей в освоении культурно-гигиенических навыков является дидактическая игра.
Существенной частью педагогического процесса по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста являются игры - занятия: «Умоем куклу Машу», «Напоим куклу Машу чаем», «Причешем куклу Машу», «Укладываем кошечку спать», «Оденем куклу Машу на прогулку», «Сделаем куклам разные прически». Проводили разводили развлечение по потешке «Пришел медведь к броду» (купали медведя в тазике с водой, учили аккуратно пользоваться водой).
В процессе работы были замечены небольшие изменения: некоторые улучшили свое поведение во время приема пищи, стали кушать аккуратнее.
Учим детей правильно приносить свой стульчик (держа его за спинку и за сидение, раздеваться с помощью взрослого на сон, самостоятельно снимая обувь и штанишки.
Учим детей убирать за собой игрушки после игры, напоминаем, что у каждой игрушки есть своё место. Вместе с детьми поливаем цветы на окнах (давая им маленькие леечки, что доставляет детям большое удовольствие.
Учим детей расстёгивать и застегивать крупные пуговицы и змейки на дидактических пособиях, что хорошо способствует развитию мелкой моторики рук.
Часто проводим игру «Сделай то, что я скажу». Учим детей дослушивать просьбу до конца и выполнять ее. Например: принеси мне игрушку петушка, помоги Саше поставить стульчик, убери игрушку на место и т. д.
Освоение правил происходит в ходе приучения, когда взрослый систематически выдвигает требования и контролирует их выполнение, которое подкрепляет положительной оценкой.
Так навыки превращаются в привычки – действия, выполнение которых становится потребностью.