Малюкова Татьяна Александровна
Консультация «Моделирование духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе отечественной социокультурной ориентации»
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях, когда обществом потеряны существовавшие ранее принципы и нормы морали, а новые еще размыты, в числе важнейших задач воспитания стоит духовно-нравственное воспитание ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так как часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, составляет до 40 % общего объема она может включать различные направления и программы.
Публикация «Консультация „Моделирование духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе отечественной социокультурной ориентации“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Цель духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.
Задачи:
• интеллектуальное и духовное обогащение детей;
• элементарное знакомство с православной верой;
• формирование представлений доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме;
• возрождение русских национальных традиций и обычаев;
• сохранение нравственных семейных ценностей
Стратегические принципы организации духовно-нравственного воспитания детей в современном дошкольном образовательном учреждении на основе отечественной социокультурной традиции во многом совпадают с общепедагогическими, но имеют свою специфику. Основные принципы :
• системность, основанная на интеграции отечественных традиций семейного и общественного воспитания в контексте единых социокультурных ценностей и технологий
• культуросообразность освоения педагогами, родителями и детьми ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественной культуре и образу
• Неформальный характер взаимодействия участников воспитательного процесса (педагогов, детей, родителей) в ходе освоения социокультурной традиции
• планирование воспитательной работы в соответствии с социокультурными доминантами годового календарного круга (природного, гражданского, народного, традиционного религиозного);
• интерактивность, предполагающая использование активных личностноориентированных педагогических технологий в процессе духовно-нравственного воспитания детей, методической работы с педагогами и взаимодействия с семьями воспитанников;
• социокультурная и психологическая адаптивность содержания программ духовно-нравственного воспитания, предполагающая непротиворечивость предлагаемого содержания «Федеральным государственным требованиям к основной общеобразовательной программе дошкольного образования»2, запросам, проблемам и возможностям семей и педагогов дошкольных образовательных учреждений как участников воспитательного процесса
• возрастной и индивидуальный подход в воспитании.
Ценностный социокультурный ряд духовно-нравственного направления :
• Героическая история нашей Родины,
• Подвиг,
• Святая память,
• Мужество,
• Благодарность,
• Любовь к ближним и Отечеству,
• Милосердие,
• Мудрость,
• Жизнь,
• Труд,
• Семья,
• Забота,
• Праздники,
• Слово.
Вся работа по духовно-нравственному воспитанию – должна осуществляться по трем направлениям:
• самообразование педагогов;
• взаимодействие с родителями;
• совместная деятельность с детьми
Самообразование педагогов
Это:
• консультации
• семинары;
• изучение передового опыта и литературы.
• Курсы по православию
Ребёнок подражает поведению взрослых. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью и включает в себя:
• собрания на духовно- нравственные темы
• собрания, на которых родителей знакомят со средствами народной педагогики;
• лектории для родителей;
• открытые показы воспитательно- образовательного процесса;
• вечера вопросов и ответов;
• проведение совместных мероприятий;
• собеседования на диалоговой основе;
• анкетирование и тестирование;
• индивидуальные и групповые консультации;
• наглядные виды работы (информационные стенды для родителей,
• стенгазеты, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы);
• визиты домой;
• экскурсии;
• привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытых занятий;
• привлечение родителей к подбору произведений устного народного
творчества определенной тематики;
• выставки совместного творчества
Доведение до сознания родителей важности духовно-нравственного воспитания дает заметные результаты. Чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить. Становление личности ребенка происходит изначально в семье.
Совместная деятельность с детьми самое обширное и самое благодатное направление в духовно-нравственном воспитании. Она включает:
• Духовно-образовательное направление. (занятия, чтение детям, беседы, устные поучения, обсуждение поступков героев и детей.)
Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с помощью различных методов, приемом и средств. В работе выделяю следующие направления:
•. Воспитательно-оздоровительное направление (праздники, подвижные игры, прогулки, экскурсии, походы.)
•. Культурно-познавательное направление (концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, участие в православных праздниках) .
• Нравственно-трудовое направление (труд по самообслуживанию, изготовление подарков, атрибутов для игр).
Как показывает опыт, исследования в результате систематической работы по данному направлению у воспитанников осознанно формирмируютсясоциокультурные ценностные ориентации, на основании чего, нами сделаны следующие выводы:
1. У воспитанников появиляется устойчивый интерес и потребность в общении со сверстниками и близкими людьми, на основе проявления эмпатии, бесконфликтного и позитивного отношения к людям разных возрастов, разной национальности.
2. Воспитанники осознают нравственную ценность поступков людей; искреннее проявляют собственное сопереживание, сочувствие в общении с близкими людьми и сверстниками, интересоваться их настроением, эмоциональным и физическим состоянием, проявляют уважительное отношение к интересам членов семьи, выполняют правила, принятые в семье, поддерживают семейные традиции.
3. Дети активнее проявляют познавательный интерес об истории России и её культурных достояниях, основных исторических событиях и выдающихся людях страны, об истории семьи, её родословной и семейных реликвиях.
4. Воспитанники уже самостоятельно могут применять полученные знания в различных видах творческой, предметно-продуктивной и коммуникативной деятельности, что позволяет говорить о положительной реализации социокультурной деятельности на основе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.