Петрушина Анна Михайловна
Консультация «Адаптация детей к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Адаптация детей к условиям ДОУ»
Введение
Раннее детство – период интенсивного развития. Опыт, приобретенный ребенком в это время ребенка, во многом определяет его будущую взрослую жизнь.
Конечно, родители, лучше, чем кто-либо, знают и любят своего ребенка. Но, приходит время, когда ему недостаточно общения только с близкими людьми: нужны новые друзья, новые впечатления, родителям надо выходить на работу и зарабатывать деньги. …И ребенок идет в детский сад.
Публикация «Консультация „Адаптация детей к условиям ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Чтобы малышу было комфортно, уютно в дошкольном учреждении, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации. Немаловажную роль при этом, играет педагог-психолог.
1. Факторы, влияющие на характер адаптации.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям.
Этот период – достаточно сложный в жизни ребенка-дошкольника и может проходить по-разному.
Длительность и характер адаптации зависят от возраста ребенка. В исследованиях Аксариной Н. М., Жуковой Н. П. отмечено, что наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям дети от 9-10 месяцев до 2-х лет. В этом возрасте начинают формироваться устойчивые привычки, и возможности их перестройки еще нет. После двух лет изменяется подвижность нервных процессов, дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, они хорошо понимают речь взрослого, малыша легче успокоить, уже есть опыт общения с разными людьми. Поэтому для ребенка старше двух лет, процесс адаптации проходит легче, по сравнению с детьми более младшего возраста.
На характер адаптации оказывает влияние то, насколько меняются условия жизни ребенка : режим дня, особенности питания и т. п. С целью предупреждения эмоционального стресса от резкого изменения этих условий, родителям, еще до поступления ребенка в группу, рассказывают о режиме дня детей данного возраста, характере питания и т. д., рекомендуют начать придерживаться таких же условий дома.
Привыкание к новым условиям зависит и от индивидуальных особенностей нервной системы. Одни дети громко плачут, отказываются от еды, игрушек, но только в первые дни посещения детского сада. Проходит время и ребенок успокаивается, возвращается аппетит. Такое протекание адаптации свидетельствует о том, что ребенок нормально привыкает к детскому саду.
Другие дети, внешне спокойные, проявляют внутреннюю напряженность. Они безынициативны, мало говорят, плохо играют. Такое подавленное эмоциональное состояние может длиться долго. Именно на таких тихих и «незаметных» детей должно быть в первую очередь обращено внимание педагога-психолога. Для осуществления помощи такому ребенку специалист проводит наблюдение за особенностями эмоциональных проявлений.
2. Критерии успешной адаптации.
Адаптация – это процесс, результаты которого могут быть как позитивными, так и негативными.
Психологи и педагоги установили, что для успешной адаптации необходимы : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
3. Направления работы, обеспечивающие успешную адаптацию ребенка к ДОУ и организация работы педагога-психолога в этот период.
Решение проблемы адаптации ребенка к детскому саду, исходя из опыта работы педагога-психолога, строится в нескольких направлениях.
Работа с родителями. Условно ее можно разделить на несколько этапов.
Первый этап - предварительный. Работа начинается весной, до начала нового учебного года. Педагог-психолог знакомится с родителями будущих воспитанников и самими малышами. Собирает первичную информацию о ребенке, семье, условиях воспитания, предшествующих поступлению ребенка в сад. С родителями проводится анкетирование, в ходе которого они анализируют «Готов ли ребенок к посещению детского сада?».
Взрослые, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за своего малыша. Задача педагога-психолога – успокоить их, подчеркнуть важность организации подготовительного периода. Он проводит ознакомительную экскурсию по детскому саду, показывает группу, спальню, игрушки.
Второй этап - ознакомительный. На первый план выступает взаимодействие с родителями на основе диалога. Педагог-психолог встречается с ними на индивидуальных консультациях (сентябрь-октябрь). В ходе беседы собираются данные анамнеза, родители делятся впечатлениями о первых днях посещения детского сада. В это же время, заполняется протокол, в котором педагог-психолог отмечает, как проходит период адаптации, и повлияло ли посещение детского сада на поведение ребенка.
Педагог-психолог консультирует родителей по вопросам формирования у детей навыков самообслуживания, по созданию условий, в которых самостоятельность и автономность малышей в детском саду будет развиваться.
Для родителей готовится информация в родительский уголок и информационные стенды: «Приглашение в детский сад», «Я хожу в сад», "С детьми работают…", "Детские капризы", "Детская самостоятельность" и т. д.
На третьем этапе - практическом, взрослых необходимо включать в деятельность образовательного учреждения. Они должны быть не сторонними наблюдателями, а участниками педагогического процесса. После месяца посещения детьми детского сада (середина октября, педагог-психолог организует для родителей тренинг знакомства. На тренинге родители прорабатывают переживания, которые они испытывают, отводя ребенка в детский сад, оценивают свое настроение, обсуждают «больные» вопросы, делятся мнениями, а кто-то и знаниями. Родительский коллектив группы сплачивается, а это в свою очередь помогает родителям быть уверенными, менее тревожными.
Педагог-психолог, воспитатели и другие участники педагогического процесса проводят консультации, собрания, родительский клуб, тренинги, совместные с детьми игры.
Ближе к середине учебного года, проводится анкетирование родителей на определение типа темперамента их детей. Важно помнить, что природный темперамент проявляется в ранние детские годы, а потом поведение ребенка изменяется, под правила и нормы. Зная темперамент ребенка, педагоги учитывают его в своей педагогической деятельности, лучше понимают воспитанников.
Работа с педагогами группы, принимающих малышей. В первые дни сентября педагог-психолог проводит консультацию с ними. Он напоминает воспитателям, особенности возраста детей 2-3 лет, адаптации, обращает внимание на моменты, которые могут оказаться важными при знакомстве с родителями и их ребенком.
В дальнейшей работе, консультации с педагогами группы, носят практический характер. На них, специалист знакомит воспитателей с индивидуальными особенностями детей и родителей группы, сообща решаются возникающие в ходе адаптации вопросы и возможные проблемы.
В течение учебного года, таких консультаций может быть несколько: "Привычки ребенка", "Питание ребенка в период адаптации", "Адаптация и круг общения", "Мальчики и девочки идут в детский сад".
Три раза в год, все участники образовательного процесса, принимают участие в медико-педагогическом совещании. На этих встречах, педагоги и специалисты ДОУ, делятся планами предстоящей в учебном году работы, подводят промежуточные итоги, ставят цели на ближайшее время.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе предполагает: формирование у ребенка положительной установки, желания идти в детский сад. Для этого необходимо создать атмосферу тепла, уюта в группе.
В период адаптации надо временно сохранить «домашние» приемы воспитания. Дать ребенку в группу, в кроватку любимую игрушку, малыша можно взять на руки, покачать.
Ласковое обращение, тактильный контакт с ребенком позволяет ему чувствовать себя защищенным и помогает быстрее адаптироваться.
В это же время специалист проводит наблюдение за детьми адаптационной группы. В протоколе наблюдения фиксируются особенности контактов детей с взрослыми, с другими детьми, поведение ребенка на занятиях, в играх.
Беседы с родителями и результаты наблюдения за ребенком в детском саду помогают разобраться в причинах сложного протекания адаптации, разработать индивидуальные рекомендации для предупреждения «срыва», протеста против посещения детского сада.
Организация игровой деятельности в адаптационный период, направлена на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок».
Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия к другим взрослым и детям, социуму в целом.
Игры-занятия, педагог-психолог проводит с ноября месяца и по январь или апрель (по решению психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения). Проходят они еженедельно, продолжительностью 10-15 минут. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием, во втором полугодии, если возникает такая необходимость, группа делится на подгруппы.
Психологом в работе активно используются приемы, которые позволяют затормаживать отрицательные эмоции малышей: игры с песком и водой («Ловись рыбка» и т. п.); монотонные движения руками (нанизывание колец или бусин на шнур); сжимание кистей рук с помощью резиновых игрушек-пищалок, кубиков, шариков-ежиков и т. д.
Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения.
Дети двух-трех лет еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут наблюдать друг за другом, прыгать, и оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.
Заключение
Практика выявила что индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его интересы и возможности, помогает в успешной адаптации детей раннего возраста.
В силу значимости и необходимости адаптации к дошкольному образовательному учреждению в жизни ребенка, необходимо всячески помогать малышу и его родителям. В ходе работы, важно отобрать такие формы и методы работы с детьми и их родителями, которые были бы интересны для них и вызвали положительные эмоции.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (социальная)
1. ФИО ребенка___
2. Год рождения___
3. Какой ребенок счету в семье___
4. Мать ФИО___ Год рождения___
Место работы___ Увлечения, хобби___ Вредные привычки ___
5. Отец ФИО___ Год рождения ___
Место работы ___ Увлечения, хобби___ Вредные привычки___
6. С кем проживает ребенок ___
7. Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни ___ 8. Другие дети в семье (их возраст, взаимоотношения с ними ___ 9. К кому из членов в семье ребенок больше привязан ___ 10. Часто ли болеет ребенок (какими болезнями, были ли травмы, операции)___ 11. Основные виды игр и занятий проводятся дома ___ 12. Какие игрушки любит ___ 13. Проводятся ли развивающие занятия дома, какие, как часто___ 14. Часто ли в Вашем доме бывают гости ___
15. Насколько часто вы с ребенком ходите куда-нибудь, куда___ 16. Как Вы наказываете ребенка ___ 17. Какая мера наказания более действенна ___
18. Какие меры поощрения Вы применяете ___
19. Как ребенок относится к посещению ДОУ ___
20. Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей или взрослых и т. д.) ___ Ваши пожелания ___ ___ ___ Благодарим за сотрудничество!
Игры - адапторы "Мы - малыши"
1. Пояснительная записка
Цель: формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый", "ребенок - ребенок".
Задача: формирование доверия детей к другому взрослому, детям, чувства уверенности.
Адресат: дети 2-3 лет (1младшая группа).
Содержание: первые игры проводятся фронтально, при необходимости во втором полугодии учебного года группа делится на подгруппы. Инициатор игр - взрослый. Игры подбираются с учетом возможностей детей и места проведения.
Игры проводятся в эмоционально благоприятной обстановке.
2. Тематический план занятий
Тема Цели и задачи Наименование форм работы, упражнений
1. Давайте познакомимся Формировать чувство доверия к взрослому -Иди ко мне
-Петрушка в гостях
-Танцуем с погремушкой
-Мыльные пузыри
2. Мишка в гости к нам пришел Способствовать сплочению детей в группе -Покружимся
-Прятки с Мишкой
-Пропавший малыш
-Солнышко и дождик
3. Мы едем-едем-едем Формировать умение передвигаться друг за другом цепочкой; развивать уверенность в своих силах; развивать зрительное внимание. -Зайка в гости пришел
-Подбери колеса к вагонам
-Поезд едет
-Игры с мячом
-Солнышко и дождик
4. На лесной полянке Обучать ритмичным движениям, развивать слуховое внимание, уверенность в своих силах -Поезд едет
-Встреча с мишкой
-Ай-да
-Догонялки
-Хоровод
5. Собачка Развивать наблюдательность, творчество детей, зрительное восприятие и внимание -Собачка в гостях у детей
-Покорми собачку
-Найди матрешек
-Хоровод
6. Заинька - зайка Формировать умение делать плавный и длительный выдох, совершенствовать координацию движений рук при зрительном контроле -Позови
-Сороконожка
-Поддувалки
-Дальше и выше
-Мяч в кругу
7. Лошадка Развивать чувство доверия к взрослому, мелкую моторику рук -Покатай лошадка нас
-Кто в кулачке
-Игра кистями рук
-Рыбалка
-На дворе
8. Кукла Ляля Обучать ритмичным движениям; повышать двигательную активность; развивать координацию движений. -Снежинки
-Игра с куклой
-Украсим Ляле бант
-Ладошки
-Догонялки
9. Кошка с котятами Развивать наблюдательность, координацию движений рук и пальцев -Кошка с котенком
-Научи котенка
-Шаловливый котенок
-В кругу
-Рисуем пальчиками
10. Ляля с друзьями Способствовать сплочению детского коллектива, развивать коммуникативные навыки -Ляля с друзьями поет песенку
-Плясовая
-Ладошки
-Колыбельная
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
РОДИТЕЛИ НАДЕЮТСЯ НА ТО, ЧТО:
- вы будете внимательно прислушиваться к просьбам и пожеланиям относительно детей,
- с вами можно будет посоветоваться, ПОГОВОРИТЬ о ребенке,
- вы будете рассказывать, чем занимаетесь с детьми, как ведет себя их ребенок в группе, что у него хорошо получается,
- вы будете ласковы с детьми.
- дети всегда будут чистыми, тепло и аккуратно одетыми, сытыми и жизнерадостными.
В общении с родителями и родственниками нужно стараться придерживаться следующих правил:
- в любое время они могут прийти в группу и находиться там столько, сколько нуж-но, но без ущерба режима и не во вред другим детям!
- они могут забирать ребенка в любое удобное для них время, но при этом не выходя за рамки режима дня!
- воспитатель должен выполнять их просьбы относительно питания, сна, одежды детей, если эти просьбы разумны и оправданы!
ПОМНИТЕ! Чтобы обрести в лице родителей ребенка союзника, надо всегда настраиваться на диалог, а не на получение!
Закономерности общения по советам Дейла Карнеги:
- критика бесполезна потому, что она заставляет человека обороняться и, как правило, оправдать себя. Критика опасна потому, что она наносит удар гордо-сти, задевает чувство собственной значимости и вызывает обиду!
- улыбайтесь, улыбка ничего не стоит, но много дает! Она обогащает тех, кто ее по-лучает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в па-мяти останется порой навсегда! Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче!
Заповеди для воспитателя
на период адаптации ребенка к условиям д / у.
1. Проявить максимум терпимости ко всем просьбам и даже приказам ребенка заслужить его доверие!
2. Сохранять постоянство обстановки в группе - и порядка следования разных режимных моментов, перестраивая их так, чтобы ребенок успевал на него настроиться!
3. Найти возможность ежедневного индивидуального общения с каждым ребенком, не форсировать начало «групповой жизни».
4. Исподволь познакомить детей друг с другом и установить незыблемые правила общежития!
5. Проявлять свои чувства искренне.
6. Быть добрым и отзывчивым к каждому ребенку!
7. Быть веселым и уметь создать хорошее настроение у других!
8. Обладать хорошей фантазией и воображением, уметь увлеченно играть с детьми на равных, придумывать праздники и развлечения!
9. Быть красивой и нарядной.
10. Общаться с детьми ласково, говорить негромко, четко произносить слова, уметь мо-дулировать голосом!
11. Двигаться мягко, легко.
12. Уметь придумывать веселью сказки, истории и выразительно в лицах их рассказывать!